Границы толерантности сегодня расширяются повсеместно. Новые нормы восприятия проникают и в самый, пожалуй, формализованный вид искусства — в балет. Расскажем о некоторых прецедентах.
Берлинский эпизод: история с вуалью
29-летняя французская танцовщица Хлоя Лопес Гомес выступает в Государственном балете Берлина с 2018 года. Гомес стала первой темнокожей балериной в труппе. Сама артистка тогда назвала это событие «маленькой победой, но огромным шагом для мира балета».
Недавно танцовщица столкнулась с проявлением расизма. По ее словам, в одной из постановок балетмейстер раздавал танцорам белые вуали. А в адрес Лопес Гомес сказал: «Я не могу дать тебе вуаль. Она белая, а ты черная». Также балерина вспомнила, что тот же балетмейстер однажды заставил ее нанести белый макияж, чтобы «слиться» с другими танцорами в постановке «Лебединого озера».
Прошлым летом руководство труппы не продлило срочный контракт с танцовщицей. Тогда она обратилась в суд — и закон оказался на ее стороне. Гомес получила 16 тысяч евро в качестве компенсации и продлила свой контракт во внесудебном порядке до конца сезона 2021-2022.
После этого прецедента в Государственном Берлинском балете прошла серия семинаров о дискриминации, а руководство поддержало танцовщицу, назвав случившееся «тревожным звонком». В пользу Лопес Гомес высказались и пользователи соцсетей: протест перешел в онлайн.
«Я поняла, что даже если мне страшно за последствия, лучше всего высказаться. Я призываю всех нарушить молчание», — написала темнокожая балерина в своем аккаунте в соцсети.
Австралийский эпизод: история с книгой
Хлоя Энджел — бывшая танцовщица, бакалавр социологии, доктор наук в сфере медиаисследований и автор колонок о балете в HuffPost. Как автор она много писала об ограничениях в современной культуре — расизме, сексизме, классизме и гомофобии. Недавно Энджел выпустила свою книгу — Turning Pointe («поворачивающиеся пуанты», также игра слов — «turning point» — поворотный момент, — примеч. IngoDance).
«Если балет хочет выжить, он должен измениться».
В основе книги — почти 100 интервью с представителями мира балета и искусства, от студентов до художественных руководителей. Хлоя Энджел поговорила с ними о любви к балету, их сложностях и разочарованиях, после чего резюмировала: «Если балет хочет выжить, он должен измениться».
Социологическая составляющая в книге получилась мощной: Энджел размышляет об уязвимости балетных танцоров — физической, материальной, эмоциональной. «В идее о том, что художники должны страдать и злиться, есть какая-то кинематографичная слава. Но это не обязательно должно быть так», — убеждена автор. Тему расизма как оковы, которая мешает развитию танцевального искусства, Энджел рассматривает в том числе на примере 16-летней темнокожей балерины Саши. Девушка выросла в пригороде Индианаполиса, а теперь занимается в Королевской балетной школе в Лондоне. Она яркая и талантливая — это раздвигает границы условностей и стереотипов.
Российский эпизод: о балетной классике
Причины для дискуссий о расизме в русском балете тоже находятся. Например, в конце 2019 года американская балерина Мисти Коупленд обвинила своих российских коллег в расизме из-за опубликованного в соцсети фото.
На снимке артистки были загримированы под темнокожих танцовщиц, фотограф запечатлел момент репетиции постановки «Баядерка». Однако исторически арапчата в балете выглядели именно так, с темным гримом. Спектакль на сцене с конца XIX века, и по сей день основа постановки не претерпела серьезных изменений. Более того, «Баядерку» много раз видели не только российские зрители, но и ценители балета во всем мире. И до недавнего времени сцена с загримированными танцовщицами претензий не вызывала.
Очевидно, что в вопросах расовой толерантности, как и во многих острых темах, разделяющих общество на два лагеря, важно нащупать баланс. Сложно искать в постановке, чья сценическая жизнь составляет несколько веков, толерантность в том виде, в каком многие понимают ее сегодня. И в то же время современность диктует свои правила, в том числе искусству с вековыми традициями. От того, как будет развиваться этот диалог, зависит дальнейшая сценическая жизнь и интерпретация многих произведений.
Большое путешествие в балет начинается с IngoDance 🩰