- Ты представляешь: он плюётся в своей комнате!
Мой муж был явно возмущён и встревожен. Обычно он очень спокоен, но эта ситуация была для него неожиданной. Нашему сыну было тогда уже 5 лет. Как правило, вел он себя в то время довольно-таки прилично и с ним можно было договориться. Тот ужас, когда он в 3 года с завидной регулярностью валялся на асфальте и бился в истерике, мы уже вспоминали редко. И вдруг случается ЭТО: плюётся в мебель без зазрения совести.
- А ты ему объяснил,что нельзя так делать? – интересуюсь я.
- Конечно! Я попросил его,чтобы он перестал, но не сработало.
- Хмм...Интересно.
Мы идём в комнату сына вместе. Едва увидев нас, он смачно сплюнул на диван и с вызовом посмотрел, мол: «Вот вам!»
«Ого! Как ты метко плюёшься! Вот это да!» - восхищаюсь я, стараясь быть искренней.
Он молча посмотрел на меня и сплюнул снова. В этом было уже чуть меньше протеста.
« Я в детстве тоже любила так играть и очень метко плевалась, - не без гордости поделилась я ценным опытом - Давай поиграем в ванной! Интересно, кто кого переплюнет?»
Судя по блеску в глазах сына, вызов он принял. И тут же побежал в ванную. Я последовала за ним. Пара наклеек на кафеле в ванной стали для нас мишенью. Минут пять мы плевались, упражняясь в меткости. Конечно, я позволила сыну победить и выразила восхищение его мастерством в этом необычном занятии. Потом мы спокойно вместе помыли ванну и я заверила сына,что всегда готова поиграть с ним в эту увлекательную игру. А ещё добавила, как будто между прочим, что у нас есть правило: плеваться мы можем только в ванной комнате. Он спокойно согласился. И, действительно, больше не плевался в своей комнате. Хотя, мы несколько раз ещё играли в ванной комнате в нашу новую игру.
На этом опыте я смогла в очередной раз убедиться в том, как важно,чтобы первая реакция родителя на инициативу ребенка была поддерживающей: «ДА!» Какой бы странной и неуместной не казалась идея вашего чада. Потому что ребёнок воспринимает первую реакцию родителя на свои действия, как отношение к нему самому. Когда родитель говорит: «Нет!», «Перестань сейчас же!», то ребёнок часто слышит: «Ты плохой!», «С тобой что-то не то!», «Ты глупый!». Такая реакция взрослого пугает и злит ребёнка, вызывая протест.
Поэтому, так важно чаще говорить «Да!», а потом уже рассказывать о границах, когда ребёнок готов нас слушать и знает,что мы на его стороне:
- «Да! Плеваться можно! И даже интересно!... Но мы будем это делать только в ванной комнате.»
- «Да! Ты разозлился. Это действительно неприятно: когда тебе не купили новую игрушку... Но мы покупаем только одну игрушку в неделю. Давай нарисуем игрушку, которую купим в следующий раз.»
- «Да! Ты любишь бросать предметы. Давай я тоже буду бросать их вместе с тобой. Но только мягкие игрушки, а не посуду. Интересно: кто из нас подбросит игрушку выше?»
Конечно, причины нежелательного поведения разнообразны и не все дети понимают объяснения взрослого, не все ещё умеют играть. Для разных ситуаций подходят разные решения. Но часто это работает с любыми детьми: сначала поддержать их идеи, найти в них что-то интересное и ценное, а потом уже устанавливать границы и объяснять про то, что делать нельзя.