В продолжение темы превосходства истребителей в воздухе хотелось бы немного дополнить статью - «Пилот ВМФ США поделился впечатлениями от тренировочного воздушного боя на F-18 «Хорнет» с Су-30МКМ», которая была мною ранее написана.
Кому интересно, могут сначала ознакомится с ней по ссылке выше.
Для тех кто не в курсе, напомню, что это статья основана на впечатлениях пилота-инструктора с позывным «Ready», который проходил обучение в американском Центре морской авиации и боевого применения – бывшая школа ТопГан (TopGun).
Он во время своей командировки в Малайзию, непосредственно принимал участие в тренировочном ближнем бою на F-18 против Су-30МКМ.
Многие в комментариях писали, что не правильно сравнивать в ближнем воздушном бою Су-30 малазийских ВВС с F-18. Здесь должен был быть либо МиГ-29, либо Су-33. Однако стоит учитывать тот факт, что у Малайзии нет Су-33, хотя в ближнем воздушном бою они плюс мину чувствуют одинаково, и все зависит от мастерства самих летчиков.
Но хотелось бы отметить, что пилот-инструктор с позывным «Ready» так же принимал участие в ближнем воздушном бою и с МиГ-29.
Но вначале хотелось бы напомнить, что школа боевого применения тактики воздушного боя ВМФ США, известная так же как ТопГан (TopGun), была создана еще в 69-ом году на авиабазе Мирамар в Калифорнии.
Изначально она представляла собой небольшую группу летчиков-инструкторов, которые обучали пилотов ВМФ США тактике ближнего воздушного боя на палубных истребителях. Стоит отметить, что успех этой школы впервые был признан еще во время войны Вьетнаме против МиГов.
Однако в 1996-ом году военно-морские силы реорганизовали некоторые учебные программы. Школа перешла под управление Центра морской авиации и боевого применения и переехала на авиабазу авиабазе Фаллон в Неваду.
Как говорил американский пилот-инструктор этого учебного центра с позывным «Ready», который давал и интервью для американского документального фильма «Лучшие из лучших», что в настоящее время именно там готовят лучших пилотов-инструкторов для палубных истребителей.
Однако он так же проговорился, что по каким-то причинам они свои знания не применяют в реальных боевых условиях. То есть сами выпускники-инструкторы этого учебного центра теперь вообще не воюют, как это было раньше. И то, что в последнее время они все реже и реже на занятиях применяют тактику ближнего воздушного боя.
Стоит отметить, что в 90-е, когда Малайзия покупала истребители F-18, она так же покупала и МиГ-29.
Советский МиГ в малазийских ВВС больше выполняет роль в точечной защите секторов в боях воздух-воздух. В то время как F-18 «Хорнет» был больше приспособлен для ночных и всепогодных ударов воздух-поверхность на территории противника.
Пилот с позывным «Ready» рассказал: «Закупая МиГи и Сушки, Малайзия так же позаимствовала русскую тактику ведения воздушных боев. И это было клево, так как при встречи с ними я получил огромный опыт и имел возможность пообщаться с ребятами, которые летали на них.
Единственное раздражало то, что некоторые малазийские пилоты отзывались не очень о F-18 по сравнению с МиГом, говоря, что Хорнет «дерь…о».
Да не стану отрицать, что со временем малазийцы модернизировали свои МиГи, добавили возможность дозаправки в воздухе, которой на них изначально не было. И это конечно увеличило нахождение в воздухе и расширяло границу их применения.
Просто МиГ-29 изначально был сделан для довольно специфических задач. То есть по тревоге мгновенно взлететь, добраться до точки и по-быстрому сбить вражеские летательные аппараты.
МиГ изначально проектировался так, что у него огромное соотношение тяги к весу, действительно хорошая нашлемная связка целеуказания и ракет с тепло наведением. А так же на нем стоит внушительная 30 мм пушка. И поэтому он фантастически подходит для этих задач.
Но МиГи быстро сжигают топливо, и из-за этого у меня не получилось провести чистый воздушный бой один на один, типа полноценной дуэли, которую я хотел испытать, как это было с Су-30МКМ.
Я был безумно рад, что я мог выруливать с одной "рулежки" с Мигами. Наш бой начинался с дальнего боя за пределами визуальной видимости, где Мигу все-таки удалось у меня вырвать победу.
Однако когда я вступил в ближний воздушный бой, я был на лучших для меня условиях. То есть мы начинали, когда у меня уже было некоторое угловое преимущество над МиГом.
В начале ближнего боя МиГ был прямо передо мной с поднятым носом вверх. Мы шли с очень широкими правыми виражами. Для меня было очевидно, что он со своей превосходной тяговооруженностью рано или поздно меня перекрутит.
Я понимал, что с двумя подвесными баками на F-18 в полноценном ближнем воздушном бою у меня точно шансов не было бы. Хотя за подаренные несколько минут ближнего воздушного боя с МиГ-29 я испытал массу удовольствия.
Мне нужно было срочно менять тактику боя. У Хорнета сильная сторона это бой в одном круге на малых скоростях. Я попытался перевести бой меняя тактику. Режу дугу через глубокое зарывание нос вниз. Одновременно наблюдаю за ним, что он делает. И он опять передо мной идет широким виражом вправо.
Я пытаюсь сблизиться, отобрав у него место для маневра. Переворачиваюсь и пытаюсь выставить его перед собой, но по какой-то причине он решил тоже перевалиться.
Но он появляется передо мной и это дает мне шанс первого прострела. Не идеальный, но я воспользовался им, и мы разошлись левыми бортами. Однако, как выяснилось, что и он меня успел зацепить.
После того как он прошел, я оказался над ним. Это был мой любимый проход, когда я иду снизу вверх. Я пытаюсь всегда затянуть противника в такой вертикальный бой. И после того, как он зарылся внизу, я оказался над ним.
Это была моя вторая возможность прострела из пушки. После чего он доложил о конце боя, так как у него заканчивалось топливо. Мы перевели самолеты в горизонт и разошлись по нашим базам.
Поэтому я считаю, что это не был чистый воздушный бой один на один. В этом коротком бою мне удалось получить пару прострелов на больших ракурсах и резких проходах. И на этом все. То есть я получил не гарантированное поражение цели и на этом бой был закончен».
В конце американский пилот с позывным «Ready» отметил, что хоть у него и не получилось поучаствовать, как он говорит: «в чистом воздушном бою один на один с МиГом», но он все равно получил одни из самых ярких впечатлений в его жизни. А русские Сушки и Миги считает одними из самых достойных противников, с которыми ему приходилось встречаться.
Так же он отметил: «Теперь я знаю на личном опыте, что в реальном воздушном бою один на один с русскими истребителями и опытными пилотами, мне точно пришлось бы не сладко».
ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ