Моргенштерн – это имя уже можно считать нарицательным. Оно у всех на слуху и стало символом внезапного успеха без необходимости что-либо создавать. Это очень простая модель: берем идею cancel culture и делаем из нее culture cancel. Проще говоря, строим бренд по принципу «сначала свергни авторитет, потом возглавь движение».
Поначалу осторожные пародии на Элджея и Бузову в сочетании с рекламой онлайн-казино, брокеров и коробок с сюрпризами. Затем проект #ИзиРэп — как утверждают некоторые, плагиат (Lida, Red Lamp). Упоминания знаменитостей, скандалы, а затем дреды и собственный рэп.
Сильный внутренний провокатор и коммерсант — основа, которая поворачивает Моргенштерна, как флюгер, на денежный ветер. Он похож на ребенка, всегда гениально угадывающего, куда идти в игре «Горячо-холодно».
«К концу 2018-го Алишер стал миллионером: блогинг и первый гастрольный тур, в котором, как и сейчас, артист выступал под плюс, принесли, по его словам, 15 млн руб. прибыли. Почему? Позиция «Делать деньги, бл***, вот так. Пальцем щелк — и деньги в банк», которую Моргенштерн впервые заявил не в треке «Cadillac», а как раз в видео 2018 года, идеально вписалась в реалии российской хип-хоп-сцены», — пишет РБК.
«Рэп на русском исчерпал себя идейно, — объясняет админ телеграм-канала PRNRP Даня Порнорэп. — Была череда интересных исполнителей: ATL, Оксимирон, Скриптонит, но они перестали предлагать нечто принципиально новое. В то же время жанр настолько коммерциализировался, что новые артисты пришли с целью сразу заработать огромные деньги. У вышеназванных же не было таких перспектив в начале карьеры. Жанр испортили крупные суммы. Моргенштерн же — следствие и отражение этой испорченности».
«Написать то, чего не было до тебя, — невозможно. Возможно, конечно, но это уже дерьмо, это уже Boulevard Depo», — говорит Моргенштерн в относительно недавнем интервью Дудю. Так что сегодня исполнитель стал символом и квинтэссенцией всего ширпотреба, возникшего в русском рэпе: примитивных хуков, текстов, тем. Всего самого неуважаемого в культурном сообществе: денег из воздуха, загребания жара чужими руками, плагиата, отмены культурных ценностей.
Чего нельзя отнять у этого героя нашего времени, так это искренности. Он честно признается, что подворовывает. И это позволяет некоторым музыкальным критикам называть его новым панком. Но, кажется, ничто не ново под луной, и неонигилизм опять приносит дивиденды.
Надолго ли? Как считаете?