Самостоятельному засыпанию (СЗ) можно обучить ребенка разными методами. Обычно их делят на 2 группы: быстрые (слезные) и медленные (бесслезные). Мы добавим еще одну группу: комбинированные (они где-то по серединке. И сила протеста может быть тоже средней при обучении). Ставьте лайк и начнем их сравнение.
1. Быстрые методы. Название говорит само за себя. Они помогают быстро добиться желаемого результата. Так, во многих быстрых методиках обучения СЗ авторы указывают сроки от 3 до 7 дней.
Суть: мама укладывает ребенка в кроватку и не помогает уснуть совсем. Или помогает в ограниченные промежутки времени ограниченным количеством способов.
К сожалению, во время обучения таким методом многие дети реагируют бурным протестом, которые не все родители могут выдержать.
2. Медленные методы. Предполагают более медленную скорость работы, а значит – и результат не стоит ожидать в считанные дни. На обучение таким способом уходит, как правило, 1-2 месяца.
Суть: мама плааавно тихой сапой меняет по чуть-чуть способ засыпания, чтобы «клиент» не заметил подвоха.
Ребенок действительно почти не замечает изменений, соответственно – меньше протестует или не протестует вообще.
3. Комбинированные методы. Это смесь быстрого и медленного способа. Можно убрать резко ведущую помощь в засыпании, но оставить вспомогательную. Обучение занимает в среднем 1-2 недели.
Суть: ребёнок сразу засыпает самостоятельно, но мама постоянно присутствует рядом, контролирует процесс. Но просто по-разному ведёт себя в интервалы ожидания (когда ребёнок учится) и интервалы помощи.
Сторонники медленных методов считают детский плач насилием.
Фанаты быстрых методов утверждают, что если у ребенка есть проблемы со сном из-за несамостоятельного засыпания, ждать 2-5 месяцев нельзя. Из-за недосыпа ребенок будет постоянно чувствовать себя плохо. А это тоже своего рода насилие - не удовлетворять одну из витальных потребностей малыша.
Правда, как всегда, посередине. В разных ситуациях, для разных возрастов, для разных темпераментов подходят разные методы. И на любые аргументы приверженцев одного метода всегда найдутся контраргументы из другого лагеря.
Итак, рассмотрим способы обучения СЗ с точки зрения возраста ребенка.
- От 0 до 4 месяцев. СЗ не учим вообще!
❌Быстрые - нельзя.
❌Комбинированные - нет.
❓Медленные - только для снижения помощи в засыпании (например, снизить амплитуду укачиваний).
✔️Можно останавливать помощь в засыпании, когда ребенок уснул (перестать укачивать, переложить с рук, забрать грудь изо рта).
- От 4 до 6 месяцев:
❌Быстрые - нет.
❓Комбинированные - только если у ребенка получается засыпать с небольшой помощью мамы (например, с помощью вспомогательных ассоциаций) и если нет факторов, мешающих сну.
✔️Медленные - можно! К полному СЗ без всякой помощи можно прийти как раз к 6 месяцам, когда у малыша будет достаточно ресурсов для развития навыка самоуспокоения.
- От 6 до 10 месяцев:
❓ Быстрые - только если у ребенка получается успокаиваться самостоятельно или с меньшей помощью мамы.
✔️ Комбинированные - подходят большинству малышей. Можно найти баланс между скоростью работы и чувствительностью ребёнка (слишком много событий, зубов и навыков, нужно много ресурса в этот период).
❓Медленные - плавный отказ от помощи может усложнять процесс обучения. Во-первых, бывают сильные откаты при сбросе сна и скачках развития. Во-вторых, сложно незаметно гладить чууууть слабее, когда ребёнок под рукой перевернулся и пополз. Или встал у бортика и танцует. Но хорошо подойдут для смены ведущей помощи в засыпании на более слабую.
- От 10 до 18 месяцев:
✔️Быстрые, комбинированные - можно! Комбинированные - для более чувствительных детей. Быстрые - если мама путается в методе и есть вероятность ошибок. Или если при маме ребёнок засыпает сложнее и дольше.
❓Медленные - подойдут для ухода от слабой помощи в засыпании, например, маминого присутствия. В остальных случаях ребенок проявит всю мощь своих умелок и начнет сильно и бурно протестовать, что мама мееедленно убирает грудь изо рта при засыпании.
- От 18 месяцев до 3 лет:
Предпочтений в выборе метода уже может не быть. Все методики разрешены, но ни одна из них не будет использоваться четко по инструкции. Ребенок все больше становится социальным. Он хорошо думает, говорит, уже сложились какие-то правила и отношения внутри семьи.
Поэтому начинаем договариваться и устанавливать новые правила "игры": обнимаем каждый день все меньше по времени, даем грудь раньше до засыпания, используем сказки и истории, чтобы помочь уснуть.
- От 3 лет и старше:
После 3-4 лет методы обучения уходят на второй план. А во главу угла ставим правила, договоренности, бонусы (!) или награды. Ребенок уже умеет успокаиваться сам без мамы. Поэтому дополнительная помощь в успокоении при засыпании ему не нужна. Скорее будет необходимо адресное внимание, особенно если ребенок целый день проводит в детском саду. В таком случае можно увеличить длительность ритуала перед ночным сном, чтобы насытить малыша своим вниманием до засыпания.
Важно! Конечно, есть ещё миллион «но», «если», «а ещё как вариант». Каждая ситуация уникальна, и при выборе метода имеет значение все! И возраст, и картина сна, и предпочтения родителей, и проведённая подготовка.
Именно поэтому мы на наших курсах мы сначала проводим практические тесты, чтобы определить готовность ребенка и мамы к разным видам методик. И только потом помогаем сформировать ту, что идеально подойдет для конкретной семьи.
Поделитесь в комментариях, был ли у вас опыт обучения своего малыша СЗ?
Мы рассказываем о тонкостях и тайнах детского сна - от сонных аксессуаров и способа организации до подходящего по возрасту режима. Подписывайтесь на наш канал и рекомендуйте нас всем своим знакомым, чтобы выспавшихся семей стало больше!