Найти тему

Безопасность авиаперевозок: квалификация кадров

Голландская консалтинговая авиационная компания To70 сообщила, что в 2020 году произошло 40 авиационных происшествий с участием больших коммерческих пассажирских самолетов. В пяти из них погибли 299 человек. В 2019 году произошло 86 крупных неполадок, вызвавших гибель 257 человек. В 2020 году было 0,27 несчастных случаев со смертельным исходом на миллион рейсов, или одна катастрофа со смертельным исходом на каждые 3,7 миллиона рейсов. В 2019 году — 0,18 смертельных происшествий на миллион рейсов. Скорее всего, снижение аварийности вызвано резким сокращением числа полетов из-за пандемии коронавируса. Количество коммерческих рейсов, которые он отслеживал по всему миру в 2020 году, упало на 42% до 24,4 миллиона. Несмотря на снижение числа происшествий, обстоятельства некоторых из них вызывают особую озабоченность. Эксперты To70 также отмечают негативное влияние снижения количества рейсов в 2020 году на эффективность работы авиационного персонала. «Снижение интенсивности перевозок в 2020 г. оказало существенное влияние как на психофизическое состояние операционного персонала, так и на постепенную потерю навыков. Последняя проблема признается критически важной для отрасли по мере возврата к нормальным темпам деятельности», — говорится в отчете. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) давно разработала концепцию, проект обучения пилотов, основанный на фактических данных, представляет собой глобальную инициативу по повышению безопасности полетов в учебной среде. Происхождение концепции EBT (Evidence Based Training) возникло в результате общеотраслевого консенсуса о том, что для снижения количества авиационных происшествий необходим стратегический анализ периодического обучения и повышения квалификации пилотов авиакомпаний. EBT была одобрена IATA в 2013 году, когда был опубликован документ «Руководство по обучению на основе фактических данных».

Иван Лаврентьев, руководитель летной службы авиакомпании «Меридиан», член совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта, рассказал о перспективах внедрения повсеместно системы EBT в России:
Иван Лаврентьев, руководитель летной службы авиакомпании «Меридиан», член совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта, рассказал о перспективах внедрения повсеместно системы EBT в России:

«Это новая концепция подготовки летного состава, которая нацелена на повышение надежности, как элемента транспортной системы, через рост компетенций. Авиация не стояла на месте, прогресс двигается вперед, а количество людей в кабине уменьшается, но нагрузка на пилота остается высокой. В результате этого, от пилота с годами требуется все большего и большего развития навыков и умений. За прошедший 10-летний период мы наблюдаем полное отсутствие тренда на снижение количества авиационных происшествий в мире и это несмотря на то, что самолеты стали высокотехнологичными, а авиационная отрасль сама по себе проделала колоссальную работу.

Мы предлагаем не тренировать пилотов по готовым, заранее известным сценариям, не давать готовых ответов, а учить совладать с событиями, которые не прогнозируются. Было выделено 8 ключевых компетенций, разбитых на 2 группы — технические и нетехнические. Компетенция — это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач. В первой группе технических компетенций заложено применение стандартных процедур, ручное управление и использование автоматики. А во второй группе, так называемых не технических, мы видим такие компетенции как командная работа, управление рабочей нагрузкой, коммуникации, принятие решений и ситуационная осознанность. В классическом понимании пилоту достаточно успешно выполнить ряд описанных маневров и его тренировка и проверка на этом считается пройденной. Мало внимания уделяется нетехническим компетенциям, в которых и заложен правильный подход, который поможет специалисту справиться с внештатной или аварийной ситуацией.

Сперва необходимо подготовить инструкторский состав, который понесет EBT в массы. Компетенции должны оценивать максимально честно и непредвзято. Концепция EBT гарантирует постоянный рост специалиста, так как сама программа очень гибкая. В основе концепта лежат фактические данные, на основе которых будут формироваться персональные программы подготовки. У большинства эксплуатантов должна быть система объективного контроля, в том или ином виде, такие системы есть в каждой авиакомпании страны. Мы предлагаем настроить систему фильтра, чтобы не ловить нарушителя постфактум, а на протяжении времени наблюдать тренды и мониторить на ранних подступах. Допустим, на протяжении 5 рейсов некий пилот совершает низкое выравнивание. Мы можем понять этот тренд до того, как случится превышение эксплуатационных ограничений. И именно эти данные лягут в его персональную систему подготовки.

Сегодня целью тренажерной подготовки не является приобретение новых знаний и умений для пилота, это тренировка ради тренировки. На законодательном уровне есть необходимый ряд маневров, но развитию компетенций не удаляется внимание и подход к обучению получается несистемным.  Многие авиакомпании внедрили концепцию EBT. В основном это представители Азии, Северной Америки, Европы. Мы надеемся, что Россия займет в этом списке свое место.

На данный момент во всем мире остро стоит вопрос внесения соответствующих изменений в нормативно-правовую базу. Регулятор не быстр в принятии решений, но на данный момент мы можем обойтись без внесений изменений. Важно, чтобы на всех уровнях власти концепция EBT была поддержана, чтобы мы уходили от устоявшихся элементов проверки и теории, которые сейчас описаны в ФАП №128 к динамично меняющимся сценариям».

Эксперты еще в 2019 году заявляли, что программа подготовки пилотов, недостатки которой Генпрокуратура РФ называет основной причиной авиапроисшествий в России, нуждается в пересмотре с учетом возросшей автоматизации в управлении самолетами. К сожалению, на законодательном уровне изменения не внесены, а соблюдение такой концепции как EBT остается полностью добровольным.

Ссылка на публикацию: http://rosacademtrans.ru/bezoposnost_avia/