Найти тему
Стив Май

Как научить читать тексты задач. Часть 3.

Оглавление

<< Часть 2

Эпиграф:

Как научить правильно интерпретировать второстепенные части задачи

В каждой науке интерпретация второстепенных слов различна. Этим и отличаются друг от друга науки и области знаний. Я рассмотрю только физику и геометрию, так как это наиболее актуальные предметы, в которых необходимо уметь правильно интерпретировать тексты. Однако научиться интерпретировать тексты можно выполняя одинаковые действия во всех науках

В физике

второстепенные члены создают числовые описания объектов (кто) и/или процессов (что делает). Величины.

Здесь нужно учесть особенности записи величин:

1. Авторы текстов не будут заморачиваться и явно вписывать величины, у которых значения неизвестны (кроме искомой), или те, у которых значения общеизвестны (константы). Это создаёт иллюзорное ощущение малого количества величин. ("Пружина жёсткостью 500 Н/м" => у пружины есть только одно число ещё и начальная длина, конечная длина, удлинение, сила, с которой её тянут, масса и пр.)

2. Текст задачи в высокой степени художественный, поэтому часто не только значения величин могут быть в т.н. "скрытых данных", но и сами величины ("поезд тронулся" => "начальная скорость = 0"). Это создаёт дополнительный но вполне ограниченный список "условных обозначений", которые интерпретируются одинаково во всех физических задачах (штук 100 на всю школу, у меня где-то такой валялся).

3. Важно понимать, что у главных героев задачи (кто) может меняться параметр в течение задачи. И это порождает разные величины (до и после). Второстепенные слова как раз и указывают на то, одинаковые числа у этих величин или нет ("изобарный", "расширяется").

В геометрии

второстепенные члены создают не только величины, но и топологические факты - указания на размещение объектов на чертеже.

Очень часто в геометрической задаче Текст*) состоит из нескольких частей: текста и рисунка. И их нужно рассматривать вместе, как один текст.

*) Здесь и далее слово "Текст" с большой буквы означает текст в широком смысле, а слово "текст" с маленькой буквы - в узком смысле, т.е. лишь напечатанные слова.

Рисунок, кстати, обычно может содержать в себе не только второстепенные слова, но и главные. Чтобы интерпретировать такой Текст, ребёнок явно должен увидеть на рисунке каждое слово из текста. Не всегда это получается с первого раза, и лучше всего научиться их видеть - это самому создавать рисунки. Как рисовать чертежи к геометрическим задачам, я расскажу отдельно.

Как учить

Все "умолчания" в физике, геометрии и пр. ученик должен явно озвучить, а ещё лучше - записать и нарисовать. Очень часто так бывает, что он ошибочно интерпретирует какие-то слова (порой и главные). Но текст задачи всё равно научный, а значит, интерпретируемый однозначно, и любая ошибка приведёт к противоречию с другими словами.

Тут важен порядок действия учителя:

1. Позволить ребёнку дорисовать/дописать до конца, а не вырывать из рук перо с криками "ты чо, не видишь чо ли?" Если рисует/пишет, значит, не видит. Когда дойдёт до нужного места, возможно, увидит сам.

2. Если сам не увидел, сообщить, что есть противоречие и терпеливо ждать, пока он ищет его.

3. Если опять не увидел, можно указать на конкретное слово из задачи, с которым возникло противоречие и предложить найти в Тексте ребёнка ошибку

4. Если даже тут он не справился (бывает, хоть и очень редко), то уже можно указать на само противоречие

5. Предложить переписать/перерисовать Текст заново, чтобы этого противоречия не было.

6. Если возникло/осталось противоречие (возможно, с другими словами), goto 1

Итог

Процедуру обучения я описал, с одной стороны, довольно подробно, с другой стороны, тут столько есть тонкостей и нюансов, что целой книги не хватит.

Ещё раз скажу: кому-то может показаться, что я излишние сложности выдумываю - на здоровье. Проблема, как бы от неё ни закрывались, есть, и она очень серьёзная, а главное, массовая, требующая качественного подхода (иначе и браться за это не надо).

Другие могут сказать, что сие невозможно в классах, где over 9000 человек и 1 час в неделю на ту же информатику. Но если хорошо понимать, что происходит в головах у детей на самом деле, то понятно, что не потребуется серьёзных временных вложений, а какие-то вещи вообще можно поставить на поток, и гармонично встроить в обычный образовательный процесс.

Ещё найдутся товарищи, которые скажут, мол, некогда нам такой фигнёй страдать, нам программу надо выдать. Тоже отвечу - на здоровье, выдавайте. Пусть у вас дети учат тексты параграфов наизусть. Поймут что-то - повезло, нет - так нет.

<< Часть 2

PS

Текста получилось много, пришлось разбить на три статьи. Приводить примеры из практики больше, чем это есть в статьях, я не буду, если интересно узнать - пишите в чат по текстовым задачам.

Чат по задачам.