Чтобы стать индивидуальным предпринимателем 10 лет назад, нужно было оплатить пошлину, собрать кипу документов, отнести их в налоговую, подождать несколько дней. Сейчас есть способы открыть ИП, даже не выходя из дома. Мы собрали истории двух людей, которые стали индивидуальными предпринимателями. В каждой истории есть свои нюансы, узнав которые вы избежите ошибок при регистрации ИП.
Проблемно, долго, дорого. История дизайнера Марии
Открыть ИП мне нужно было в 2020 году, в разгар пандемии.
Первая проблема, с которой я столкнулась, – временная регистрация в Москве, где я фактически проживаю. Постоянная регистрация у меня в другом городе. Открыть ИП через налоговую я могла только в родном городе.
Я узнала, что можно открыть ИП удаленно. Надо подать заявку через МФЦ. Но центр «Мои документы» тогда был закрыт из-за пандемии. Тогда я обратилась за помощью в один из банков.
Сначала ты подаешь заявку и предоставляешь полный пакет документов: заявление, паспорт, СНИЛС, ИНН и отсканированные версии всех этих документов. В заявлении я указала нужные мне ОКВЭД – виды деятельности, которыми я буду заниматься: дизайнерские и консалтинговые услуги.
Дальше был процесс верификации – подтверждения, что указанные мной данные верны, а я – это действительно я. Несколько раз случались проблемы, о которых меня оповещал банк по электронной почте.
На втором этапе меня попросили сделать электронную подпись или в МФЦ, закрытом на карантин, или снова через банк. Я выбрала второй вариант, но это оказалось очень долго. Я подавала заявку на электронную подпись пять раз и получала четыре отказа без объяснения причин.
Когда я получила наконец-таки подпись, оказалось, что мои документы потеряли актуальность. Вдруг я за это время я развелась или поменяла фамилию? Поэтому нужно заполнять все заново. Я снова выслала документы, подтвердила личность и была уверена, что мои документы отправят в налоговую, но нет. Мне пришло сообщение, что мой пакет документов для ИП и открытия расчетного счета готов, и теперь мне самой нужно доставить их в налоговую.
История и так длилась три месяца, поэтому я нашла более быстрый выход – заплатила агенту, который по нотариально заверенной доверенности собрал документы, оплатил пошлину и зарегистрировал ИП в налоговой вместо меня. Это обошлось мне в 6000 рублей, зато с агентом мы встречались лишь один раз – у нотариуса.
Какой вывод сделала я: либо выбирать банк, который сделает всё за вас, либо воспользоваться услугой агентов по доверенности, но переплатить.
Быстрый путь. История Антона Гончарова, предпринимателя, эксперта «Курса малого бизнеса»
После увольнения из армии, я устроился в «Союз журналистов Москвы». Если во время службы в армии было запрещено заниматься коммерческой деятельностью, то в «Союзе журналистов» я уже мог позволить себе подработку.
Многие клиенты просили выставить им счет, а для этого нужно было зарегистрировать свою деятельность. Так я решил открыть ИП. Я открывал сразу через банк и не платил госпошлину 800 рублей.
Вся регистрация занимает 5 дней. На первом этапе нужно заполнить заявку на регистрацию. Так как я открывал ИП давно и старых скриншотов у меня не осталось, я покажу, как это делал, на примере несуществующего Иванова Ивана.
На следующем этапе подачи заявки нужно выбрать ОКВЭД – все те виды деятельности, которыми вы будете заниматься.
Следующий шаг – выбор системы налогообложения. Я выбрал упрощенную, где я плачу 6% от дохода. В основном все выбирают между этой системой и второй, которая называется «Доходы минус расходы». Она подойдет тем, у кого на предприятии есть значительные регулярные платежи, например, аренда помещения или транспортные расходы. Я разрабатываю чат-ботов, поэтому больших расходов у моего ИП нет. Мне выгоднее работать по первой системе налогообложения.
Еще есть патентная система налогообложения, но она подходит не для всех видов деятельности в зависимости от региона, где вы зарегистрированы как ИП. Патент выдается на определенный период, оплачивается его стоимость, которая рассчитывается индивидуально, и больше не нужно платить никакие налоги в течение действия патента. Мой ОКВЭД под патентную систему не подходит.
Если вы сомневаетесь, лучше проконсультироваться со специалистами по налогам.
Для того, чтобы подтвердить личность, менеджер банка может позвонить вам по видеосвязи или приехать на встречу – удобный формат выбираете вы.
После установления личности нужно отсканировать или сфотографировать свои документы и загрузить их в сервис банка. Как только их проверят, вам придет уведомление – можно нажимать кнопку «Отправить», и документы передаются в налоговую. Ходить никуда не нужно, а вся процедура занимает 5 рабочих дней.
Оплата налогов
После регистрации я заплатил сразу около 20 000 тысяч – страховых и пенсионных взносов, а также годовую подписку стороннего сервиса, который занимается налоговой отчетностью и бухгалтерией. Тогда я еще не знал, что все это можно делать в приложении банка, где зарегистрирован расчетный счет. Сейчас от их услуг я уже отказался: формирую и отправляю всю налоговую отчетность ИП бесплатно через банк.
Выводы из двух историй
- Можно зарегистрироваться самостоятельно в налоговой по месту жительства или в МФЦ, но тогда придется платить пошлину и собирать документы самому.
- Можно оформить доверенность на агента, и он сделает все за вас. Но это обойдется значительно дороже.
- Быстро и бесплатно можно зарегистрироваться через различные банки. Выбирайте тот, что делает работу «под ключ», чтобы вам не пришлось самому ездить в налоговую.
- Регистрироваться желательно в том же банке, где вы планируете открывать расчетный счет, который обязательно нужен индивидуальному предпринимателю, например: https://clck.ru/UNpQz. Вам не нужно будет вести бухгалтерию, финансовые отчеты будут формироваться автоматически.
- Внимательно продумайте, какие ОКВЭД вам нужны и какой из них будет основным.
- Исходя из ОКВЭД, региона и вашей бизнес-модели, подберите подходящую систему налогообложения.