В прошлый раз я начала свои рассуждения о шопоголизме и его проявлениях, навеянные статьей Малки Лоренц «Шопинг курильщика» в TexTerra. Сегодня мы попробуем разобраться, в чем причины такого нашего поведения, как шопоголизм. Обычно причину поведенческого расстройства ищут в характере человека, и это субъективный фактор. Но я бы предположила, помимо этого, воздействие еще и объективного фактора – стрессовой окружающей обстановки, которая во многих случаях и является причиной компульсивных покупок. Напомню, что речь идет о распространенности явления на постсоветском пространстве.
Как я уже сказала, «синдром невесты», по-моему, можно считать характерным для многих граждан бывшего СССР и родственным так называемому «синдрому отложенной жизни», при котором люди приобретают хорошие вещи «про запас» и так и не пользуются ими. Мне кажется, в этом виноваты товарный дефицит и советская идеологическая установка на светлое будущее, которое вот-вот наступит, а сейчас – временные трудности, которые надо пережить. Подтвердить мое предположение может тот факт, что в нашей стране подобный синдром принял массовый характер.
Виноват товарный дефицит и в возникновении «синдрома Золушки». Помните фильм «Ниночка» 1939 года? Там показаны советские эмиссары Иранов, Бульянов и Копальский, которые сразу показали, что приехали из СССР, когда зашли в холл фешенебельного парижского отеля «просто посмотреть». А уж поселившись там, они буквально упивались роскошью. Не устояла перед искушением и суровая большевичка Ниночка, накупив такой одежды, которую не смогла не то что носить дома, но и привезти с собой. Зато, встречаясь, они с друзьями вовсю предавались воспоминаниям. Путем нерациональных расходов герои пытаются насладиться жизнью, которая на родине им недоступна. Пусть в фильме и присутствует изрядная доля художественного вымысла, но авторы фильма хорошо подметили психологические черты типичного homo soveticus.
Как мы видим, людей целенаправленно приучали ждать лучшей жизни, поэтому, неудивительно, что они были готовы при первой же возможности ухватить кусочек «светлого будущего» в виде дорогого сервиза или отреза дефицитной ткани, из которой потом, когда-нибудь можно будет пошить новую модную одежду, чтобы было в чем ходить, когда «начнется жизнь». В то же время доходили слухи о том, что «лучшая жизнь» существовала не только в будущем, но и в настоящем – за границей, на Западе, и предметом мечтаний советских людей становились импортные товары, обладая которыми можно было прикоснуться к другому миру.
Конечно, такое поведение людей – признак тревожного расстройства. Вот только массовый, а не единичный характер тревожного расстройства говорит о том, что в обществе сложилась не самая здоровая обстановка. Тем не мене, шопинг – вовсе не худшая форма снятия стресса (если только он не доводит человека до воровства, но это уже требует вмешательства специалиста). Не худшая, а еще – далеко не единственная. Так что, если разрешить стрессовую ситуацию или избежать ее не удается, то существуют разные выходы. Можно попытаться совершать покупки осознанно. Иногда может «выручить» ограниченный бюджет, который не позволит купить лишнего. А еще можно попробовать найти другие способы эскапизма (в рамках морали и закона, разумеется), либо просто начать пользоваться своими покупками вместо того, чтобы «мариновать» их лет по десять. Ведь подумайте, как приятна мысль, что это потребление (а не только покупка) и есть подготовка к лучшей жизни; что мы можем сделать к ней шаг прямо сейчас!