Найти в Дзене
Homo mobilis

Пассажирский лайнер во дворах Калининграда

Однажды, прогуливаясь по Калининграду, я заметил во дворе одного из множества неприметных домов гаражи с необычными граффити. Я не являюсь большим поклонником уличного "искусства", но являюсь большим любителем авиации, поэтому мимо этих "наскальных рисунков" пройти не смог. Каково же было моё удивление, когда, повернув за угол, я обнаружил там... настоящий Боинг 737! Давайте попробуем разобраться, откуда он там взялся. Для этого нам придется вернуться на 13 лет назад. 1 октября 2008 года 138 пассажиров и 6 членов экипажа на самолете Боинг 737-300 EI-DON направлялись из солнечной осенней Барселоны в традиционно пасмурный Калининград, ожидая встречи с порывистым ветром, ливневыми осадками и сплошной облачностью (нижний край которой находился на высоте 220 метров). Трёхчасовой полёт проходил штатно, все системы работали исправно, пилоты несколько раз меняли эшелон по указаниям служб управления воздушным движением Европы, а пассажиры отдыхали в уютном салоне ретро-лайнера 1988 года выпус

Однажды, прогуливаясь по Калининграду, я заметил во дворе одного из множества неприметных домов гаражи с необычными граффити. Я не являюсь большим поклонником уличного "искусства", но являюсь большим любителем авиации, поэтому мимо этих "наскальных рисунков" пройти не смог.

Каково же было моё удивление, когда, повернув за угол, я обнаружил там... настоящий Боинг 737!

-3

Давайте попробуем разобраться, откуда он там взялся. Для этого нам придется вернуться на 13 лет назад.

-4

1 октября 2008 года 138 пассажиров и 6 членов экипажа на самолете Боинг 737-300 EI-DON направлялись из солнечной осенней Барселоны в традиционно пасмурный Калининград, ожидая встречи с порывистым ветром, ливневыми осадками и сплошной облачностью (нижний край которой находился на высоте 220 метров).

Трёхчасовой полёт проходил штатно, все системы работали исправно, пилоты несколько раз меняли эшелон по указаниям служб управления воздушным движением Европы, а пассажиры отдыхали в уютном салоне ретро-лайнера 1988 года выпуска.

-5

Около 9 часов вечера (по времени аэродрома посадки) пилоты приступили к снижению, для чего им потребовалось выпустить закрылки - конструкция самолетов этого типа предполагает возможность использования закрылков, отклоненных на небольшой угол, для увеличения аэродинамического сопротивления при снижении.

Однако, поскольку сам по себе выпуск закрылков обычно выполняется перед посадкой самолета, и обычно ему предшествует выпуск шасси, производитель лайнера предусмотрел для экипажа специальную звуковую сигнализацию, срабатывающую в случае выпуска закрылков без выпуска шасси - вдруг пилоты забыли это сделать? Поскольку пилоты в данном случае ничего не забыли (просто на данном этапе полета в этом не было необходимости), они отключили эту сигнализацию.

-6

Когда самолет снизился на достаточную высоту и уменьшил скорость до необходимых значений, пилоты попытались выпустить закрылки на 5 градусов - и тут возникла проблема: левые закрылки вышли на 2 градуса, а правые на 3. То есть возникла ситуация, именуемая "асинхронный выпуск закрылков". Автоматика самолёта была готова к такому развитию событий и самостоятельно остановила дальнейший выпуск закрылков во избежание катастрофических последствий. (Впоследствии комиссией по расследованию было установлено, что закрылки работали исправно - ошибочные показания выдавали датчики их положения).

Принимая во внимание существенно увеличившуюся посадочную скорость (300 км/ч вместо обычных 240), а также время суток, погодные условия и состояние ВПП (напомним, в Калининграде были ливневые осадки), экипаж выполнил уход на второй круг, в процессе которого произвёл необходимые расчеты, согласно которым полосы аэропорта Храброво хватало буквально впритык. Ввиду возникшей непростой ситуации, в кабине пилотов, выражаясь сухим канцелярским языком, царил "высокий уровень психо-эмоционального напряжения" (иначе говоря, стоял мат-перемат вперемежку с полным хаосом).

-7

Так или иначе, экипажем было принято решение о посадке, по сути без закрылков. Умный и исполнительный самолёт, разумеется, отреагировал на этот пассаж включением речевого информатора системы GPWS (Ground Proximity Warning System, по-русски - системы предупреждения о близости земли). Применительно к ситуации система может выдавать два вида предупреждений - "Too low, flaps" ("Слишком низко, закрылки) и "Too low, gear" ("Слишком низко, шасси"). Каждое из этих предупреждений можно отключить отдельным тумблером. Это второй пилот и сделал - и, хотя было достаточно отключить лишь первое предупреждение, он ошибочно отключил и второе.

Привычную операцию - чтение карты контрольных проверок, экипаж выполнил формально, ввиду чего даже не обратил внимания на то обстоятельство, что шасси не были выпущены - про них в этой суматохе попросту забыли.

-8

В результате самолёт в непосадочной конфигурации - без закрылков и шасси вышел на предпосадочную прямую. Экипаж выполнил посадку настолько филигранно, что подвоха не заметили не только пассажиры, но и сами пилоты: на вопрос диспетчера "можете на перрон самостоятельно зарулить?" экипаж бодро рапортовал "да, можем".

Дальше пассажиры и экипаж покинули самолет через штатные выходы по трапам, органы и комиссии всех уровней провели свои расследования с наказанием невиновных и награждением непричастных. Как впоследствии скажет глава Росавиации, "данная авария только по счастливой случайности не закончилась тяжёлым авиационным происшествием".

А что же самолет? Самолет подняли, поставили на шасси и укатили в ТЭЧ где долго думали, что с ним делать - несмотря на не слишком серьёзные с виду повреждения ремонт 20-летней машины "влетал в копеечку", что ставило под сомнение целесообразность его проведения.

Менее чем через го прекратила своё существование сама авиакомпания "КД авиа", задолженность которой на 1 сентября 2009 года составила более 14 млрд рублей. В итоге всех злоключений самолет в 2014 году был передан авиационный учебный центр Балтийского федерального университета им. И. Канта, где и находится по сей день.

-9

Понравилась статься? Ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на канал, будет много интересного!

#авиация #полеты #боинг #авиа #аэропорт #храброво #калининград #авиакомпания #балтика #небо