Найти в Дзене
Охотник за Мечтой

Сравнение перегрузок первобытного охотника и современного человека: что общего в травмирующем влиянии образа жизни?

Оглавление
Тяжёлые условия выживания никуда не ушли, они лишь трансформировались
Тяжёлые условия выживания никуда не ушли, они лишь трансформировались

Что может быть общего в образе жизни между охотником палеолитической древности и современным жителем мегаполиса, помимо того, что оба они - заядлые охотники? Травмы, которые неизбежно следуют за глубокой специализацией. Давайте сравним данные палеопатологии и современной медицины, чтобы понять, какие скрытые угрозы таит в себе, казалось бы, сытый цивилизованный мир, и как это знание обратить себе не пользу.

То, что нас не убивает сразу, разрушает медленно

Принято считать, что неандертальцы были хищниками. Это значит, как минимум, две вещи:

1. Они были мясоедами, а для этого требовалось осваивать весьма опасный промысел - охоту на мегафауну, ибо только крупная добыча могла гарантировано обеспечить семью пищей.

2. Они были отличными охотниками, и вокруг совершенного владения оружием охоты строился образ жизни мужчины-неандертальца (а возможно, дамы, пользуясь избытком тестостерона, не отставали в этом занятии от своих благоверных).

Активная охота - это физическая активность на грани, когда бить, бросать и таскать приходится регулярно, и чем больше ты это делаешь, тем сытнее живут твои близкие. Анализ костей неандертальских захоронений (примитивный погребальный обряд, по всей видимости, существовал уже у неандертальцев) показывает, что этот образ жизни серьёзно изменял структуру костной ткани.

Пещера Шанидар, расположенная на севере Ирака, дала науке бесценную коллекцию неандертальских останков. Всего тут было выкопано десять скелетов. Каждый из них уникален по-своему. Особое внимание археологов и антропологов привлёк Шанидар IV. Он принадлежал мужчине примерно 30–40 лет или даже старше – приличный возраст для людей тех суровых времён. Этот человек, как и большинство неандертальцев, за свою бурную жизнь обрёл множество патологий: поясничные позвонки и большинство суставов рук и ног преждевременно изношены – следствие тяжёлых физических нагрузок
Станислав Дробышевский, "Байки из грота".

Кроманьонцы не отставали от своих двоюродных братьев в своей вынужденной любви к охотничьему делу. Метание копья, которое на протяжении многих десятков тысяч лет оставалось основным охотничьим инструментом Homo sapiens, наверняка занимало первое место в топе навыков благородного джентльмена каменного века.

Этому учили с раннего детства (о чём мы знаем по этнографическим данным, собранным при изучении племён охотников-собирателей), и это оставалось основной практикой охотника на протяжении всей его жизни. Такой образ жизни не мог не сказываться на структуре костной ткани. В частности на качестве плечевого сустава, который более всего нагружается при броске.

Немало интересного рассказали и кости детей. Судя по износу суставов, мальчик часто тренировался метать копьё, а девочка постоянно вращала запястьем – видимо, дырявила те самые бесчисленные бусы, которыми была покрыта одежда.
Станислав Дробышевский, "Байки из грота".

Это уже описание захоронения Сунгирь, предполагаемый возраст которого 25 тыс. лет. Один из скелетов принадлежит мальчику тринадцатилетнего возраста. Тринадцать лет ребёнку, а его плечо уже деформировано постоянными однотипными движениями метания копья!

Хотя, это может быть удивительно только с нашей, современной позиции. В былые времена люди были вынуждены рано взрослеть и приобщаться к взрослой жизни. Тринадцатилетний возраст во многих современных племенах охотников-собирателей - это возраст инициаций, то есть пора доказывать племени, что рука твоя тверда, а глаз востр.

Быть может, всё это для нас уже не актуально, ведь копья остались в далёком прошлом? Не спешите с такими оценками. Копьё не исчезло, оно лишь приняло другой облик. Мы всё так же метаем его в цель, изнашивая, правда, уже не плечевые суставы...

-2

"Плечевой сустав" современника

По данным маркетингового агенства DSM Group в России рынок антидепрессантов за период с 2013 по 2018 года увеличился в два раза. Наибольший спрос на эти препараты наблюдается, что неудивительно, на самых горячих "охотничьих" полигонах, где конкурентная гонка максимально высока - в Москве и Питере. При этом в Москве в 2020-м было куплено на 15,4% упаковок больше, чем в 2019.

Тенденция к росту употребления антидепрессантов наблюдается и в США, и в Европе. Согласно публикациям BBC, англичане за десять лет с 2006-го по 2016-й стали покупать антидепрессанты в два раза больше. Статистика ВОЗ утверждает, что именно депрессия ежегодно приводит к суициду около 800 тысяч человек, в основном в возрасте до 30-ти лет.

"Копьём" современного человека является интеллект, а "изношенным плечевым суставом" - нервная система. Сегодня наша охота связана с информационными перегрузками, и что не менее важно - сам образ жизни. Ведь даже дворник XXI столетия потребляет огромное количество информации, с которой мозг пытается что-то сделать. И спасаясь от выгорания, подталкивает к наркотикам (в том числе алкоголю).

Синдром хронической усталости - ещё один вариант психического травмирования рабочими перегрузками. Справочник MSD даёт ему такое определение:

Синдром хронической усталости (CХУ) представляет собой состояние постоянной, меняющей образ жизни, усталости, длящееся > 6 месяцев, которое является необъяснимым и сопровождается рядом сопутствующих симптомов.

Согласно мнению экспертов, статистика по СХУ положительно коррелирует со степенью ответственности на рабочем месте и нарушениями сна. Другими словами, чем больше человек работает и меньше спит, тем быстрее изнашивается его нервная система.

Почему-то это совсем не удивляет.

Конкурентная гонка, в которую человечество вовлечено с первого дня своего появления, является не только фактором развития, но и травмирующим моментом. Можем ли сегодня мы, охотники XXI века, обратить это знание себе во благо, оптимизируя свой образ жизни так, чтобы он развивал, но не изнашивал?

-3

Культура медленной жизни как иммунитет перед ускоряющимся миром

О философии медленной жизни, которая стала развиваться, пожалуй, вместе с индустриализацией, требующей ускорения общества, я ещё напишу отдельную статью. Сейчас лишь отмечу, что человечество давно разглядело опасность в попытках прыгнуть выше своей головы и заработать все деньги этого мира. "Работай больше и быстрее" стало тем травмирующим фактором, что разбивает вдребезги "плечо" охотника, обрекая его на преждевременный и вынужденный сход с дистанции. Но разве можно в XXI столетии, где "время - это деньги", замедляться без риска стать аутсайдером?

Оказывается не только можно, но и нужно. Замедление - это не торможение, а оптимизация. Это ясное понимание того, что наши ресурсы (в том числе и интеллектуальные) ограничены, и нет нужды разбрасываться ими попусту. Проблема перегрузок - это проблема организации образа жизни, в котором нарушены здоровые ритмы труда и отдыха. Я ещё не раз буду писать о людях, ставших трудовыми осликами, и забывших о том, что "зарабатывать много" и "много работать" - это не тождественные понятия.

Нельзя объять необъятное. Культура медленной жизни учит нас тому, как суметь выделить приоритеты и игнорировать второстепенные вещи. За счёт того, что мы оставляем в своей жизни малое, но ценное, отбрасывая лишнее, мы не растрачиваем впустую свою жизненную энергию, сохраняем бодрость и подвижность, уверенно развиваемся, никуда не спешим и везде поспеваем.

"Тише едешь - дальше будешь" - сформулировано не сегодня. Но именно сегодня как никогда нам так нужен и важен этот подход, потому что именно на нём и зиждется навык работы с долгосрочными целями. А тот, кто умеет работать с долгосрочными целями, то и оказывается лидером конкурентной гонки.

Медленная жизнь становится формой психогигиены в условиях гипернапряжённого информационного поля города. Она даёт нам представление о том, как организовать своё мышление, не допуская перегрузок. Это легко сравнить с физической культурой.

На спортплощадке нельзя переусердствовать. Чтобы развиваться, нагрузка должна лежать в определённых методикой пределах. И именно грамотный ритм труда и отдыха обеспечивает физическое развитие. Почему же психика должна жить по иным законам?

Медленная жизнь - это разговор о том, как создать свой уникальный образ жизни, способствующий полноценному развитию с одной стороны, и не допускающему изнашивания "плечевого сустава" с другой. Метайте копья с умом, не торопясь. Но пусть каждое из них летит точно в цель!

Рудияр

Мой клуб ВК