Вторая часть статьи о втором визите Большого балета в США в 1962 году. Первая - здесь.
Надо сказать, что Сол Юрок не стеснялся при установлении стоимости билетов. В Нью-Йорке, к примеру, цены на премьеру достигали 25 долларов за билет, на остальные - 15$ (стандартная цена билета на спектакли в "Метрополитен опера" в том сезоне равнялась 11,50$). При этом у перекупщиков цены взлетали до 100 долларов - по нынешним меркам около 830$. Для многих купить билет на выступление труппы было знаком хорошего тона, показателем статуса и состоятельности. Элитное искусство - элитному зрителю со средствами.
Не всегда возможно было предугадать, какой спектакль мог стать удачей, а какой потерпит фиаско. Не факт, что в БТ знали, что главным и безусловным успехом гастролей станет одноактный балет Асафа Мессерера "Балетная школа" (в дальнейшем, уже после тура, его переименуют в "Класс-концерт"). Но вот один из крупнейших американских критиков Джон Чапман назвал балет "шедевром сезона".
Спектакль ставился специально для тура: как-то Сол Юрок, будучи в Москве, посетил экзерсис выпускников Московской Хореографической Академии (на тот момент МАХУ), и в его голове родилась идея о том, чтобы Большой привез нечто подобное в США. И тогда Асаф Мессерер поставил балет, в котором показано взросление танцовщика в советской системе балетного образования. Как известно, в "Класс-концерте" сначала задействованы дети, делающие простые движения у станка, затем возраст (и статус) танцовщиков и сложность исполняемых упражнений увеличиваются, а завершается все общей группой участников всех возрастов и статусов. Взрослыми звездами Большого в том туре и балете были Майя Плисецкая, Николай Фадеечев, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Михаил Лавровский, которых горячо приветствовала американская публика.
Надо сказать, что для того, чтобы решить проблему обеспечения необходимого числа детей, которые должны танцевать в балете (и которых должно было быть 20), был устроен кастинг в самой Америке. Было дано объявление о наборе детей, уже имеющих балетную подготовку, возрастом от 10 до 13 лет, и ростом от 4,5 до 4,9 футов. Сотни студентов балетных школ потянулись на просмотр, финальную часть которого проводил сам Асаф Мессерер. После того, как все 20 человек были отобраны, они немного успели прорепетировать спектакль перед выступлением.
Наверное, можно выделить несколько причин успеха "Класс-концерта". Во-первых, в нем были задействованы все звезды Большого. В самих штатах труппы были меньше, ярких танцовщиков в них было тоже меньше, а здесь внимание зрителя было захвачено обилием виртуозных звезд на сцене. Во-вторых, несомненно расположило американцев и участие в балете американских детей. В-третьих, американцы узнали в спектакле близкую тематику - абстрактный бессюжетный балет, к которому они на тот момент были порядком приучены. И речь здесь не только о балетах Баланчина - на тот момент в США уже хорошо были известны "Этюды" Харальда Ландера, которые сильно напоминал "Класс-концерт". Существует даже мнение, что Мессерер знал об этом, и предугадывая успешный исход, взялся сочинить нечто похожее.
Смешанными отзывами было встречено "Лебединое озеро". Конечно же похвала была прежде всего связана с выступлением в нем Майи Плисецкой.
Первый Майин спектакль прошел хорошо, танцевала она с большим подъемом, в третьем акте, в коде, так долго стояла в аттитюд, что зал взорвался аплодисментами и криком. После конца ее вызывали двадцать три раза (данные разнятся в диапазоне от 22 до 29). Второй и третий спектакли прошли еще лучше. Сегодня выходной, и мы были на самом высоком доме, на сто втором этаже, смотрели панораму города, потом были на приеме у одной миллионерши-меценатки и вечером смотрели спектакль негритянского театра... Когда мы с небольшим опозданием вошли в зал, публика встала и зааплодировала нам, а когда появилась Майя, все закричали: «Май-я, бра-во!» Ее здесь все знают, поклонницы бегают за ней, как в Москве” - так вспоминал Азарий Плисецкий.
В отношении самой постановки критика писала, что "изменения в хореографии были интересной новинкой, но не улучшением с точки зрения танца". Сравнивали версию ЛО Мессерера с теми, что привозили до этого театры Кировский и МАМТ. Один из критиков счет постановку БТ обычной по сравнению с ними, другой, наоборот, более яркой. Один из критиков, сравнивая постановки Кировского театра и Большого, написал следующее:
Сталин жил в Москве и имел тот балет, который ему нравился. Прыжки - олимпийские, растяжка - физиологически неимоверная; только дай повод, они подчеркнут это три раза.
Что касается Ленинграда, то Кировский балет для таких разложившихся диверсантов, вредителей и троцкистских бешеных псов, - словом, для западноевропейской интеллигенции, - как я.
Кеннет Рексрот (так звали обозревателя) писал, что Кировский балет обладает вкусом, в то время как у Большого балета его - чуть.
Тем не менее, это все была умеренная критика, мало чем отличающаяся от такой же критики предыдущих гастролей.
А вот спектакль, с которым были связаны большие надежды - "Спартак" Леонида Якобсона - потерпел настоящее фиаско. Сол Юрок широко рекламировал балет (он видел его в СССР и настоял на том, чтобы спектакль привезли в США), называя его и чувственным, и грандиозным, и подчеркивая, что такого масштабного зрелища не видывал еще американский зритель. Но факт в том, что только лишь началось действие 1 акта, как зрители зашикали; критики прошлись катком прошлись по балету. Прошел он лишь 4 раза, затем был снят с тура (в Нью-Йорке Юрок заменил его "Жизелью" и двумя тройчатками, в которых обязательно присутствовал "Класс-концерт"). Критик Washington Post заявил, что худшего балета в жизни не видал. Не спасло спектакль и то, что партию Фригии танцевала Майя Плисецкая. Якобсон был отправлен домой, в СССР.
Пресса сравнивала спектакль Якобсона с эпическими голливудскими фильмами, в т.ч. и "Спартаком" Стэнли Кубрика 1960 года. Сравнения были не в сторону советского спектакля. Критик Алан Хьюз писал о том, что музыка сочинена в духе голливудских саундтреков, однако это "печально разочаровывающая попытка сделать нечто, что Голливуду удается лучше".
С другой стороны, многие рецензенты критиковали собственно и сами голливудские эпические картины, и, стало быть, вряд ли их рекация могла быть иной после просмотра похожего на них балета.
Кроме того, само по себе сравнение с фильмами уже говорило о том, что в глазах американского зрителя спектакль не отвечал назначению балета.
Критики называли "Спартак" "безвкусным", упрекали в обилии пантомимы и чрезмерном эротизме, и опять не преминули кивнуть в сторону "старомодности" Большого театра. Часто сравнивали даже не с голливудскими блокбастерами 50-начала 60-х годов, а с опусами Сесила ДеМилля 20-30-х годов ("печально, но это невероятно скучно; тип спектаклей, которые старое немое кино делало лучше").
В свою очередь директор Большого театра Пахомов упрекнул американских рецензентов в полном "непонимании" стиля и содержания балета. В его статье в "Известиях" он писал: "Некоторые рецензии… критиковали балетмейстера за излишнее увлечение барельефами и драматическими сценами. Критика не поняла стиля постановки: полным молчанием она обошла содержание балета, показывающего борьбу рабов-гладиаторов с угнетателями".
Дошло до того, что выход "Спартака" Стэнли Кубрика советской стороной был расценен как спланированная провокация. Тот же Пахомов писал: "К тому же, вряд ли случайно одновременно с нашим “Спартаком” на экранах более чем 50 кинотеатров Нью-Йорка повторно появился голливудский фильм “Спартак”".
Сам Якобсон считал, что спектакль сняли по политическим мотивам. Кроме того, он разъяснял: "И все же главным, по моим ощущениям, было то, что спектакль повествовал о рабах и патрициях, о стремлении к свободе, восстании бедности против богатства и алчности. Партер, весь сиявший бриллиантами, где-то подсознательно ощущал это, и внутренняя ненависть, мне кажется, была решающей эмоцией в отрицании этого спектакля".
Тем не менее, со стороны американских рецензентов попытки разобраться в том, что происходило на их глазах, были. Тот же Хьюз писал: "Должны ли мы сделать вывод, что советские и американские художественные вкусы настолько различны? Возможно, балет сообщает что-то важное советской публике, к чему мы равнодушны?"– писал он. Пытаясь найти объяснение факту отмены спектакля, который в Ленинграде уже несколько сезонов подряд шел при полных аншлагах, автор предположил, что есть некая параллель между сюжетом балета и историей России, "которые имеют для русских особый патриотический и идеологический подтекст, не имеющий никакого значения для нас".
Как считает автор недавней монографии о балет "Спартак" С. Потемкина, эстетика "Спартака" Якобсона подразумевала "иную систему ценностей и очевидное превосходство отколотого подлинника античной вазы перед ярким голливудским блокбастером". Эстетика Якобсона провозглашала, что фреска – сама по себе история. И история намного более важная, чем та, которая последовательно и красочно изложена на киноэкране. Спектакль показал, что любовь к историческим фильмам не есть история к археологии и это суть разные истории, в которых каждый ищет свое: широкая публика – развлекательность, эстеты – подлинность.
Возможно, что Юроку не следовало горячиться и снимать спектакль с афиш остальных городов. Критик Джон Чапман предположил, что зрители в Нью-Йорке слишком серьезно подошли к его восприятию вследствие элитного статуса балета здесь и высоких цен на билеты. "Любой, кто платит 15$ за один билет, относится к балету так же серьезно, как к смерти в семье". Здесь был и просчет Юрока: он понадеялся на эпичность, зрелищность спектакля, но это в итоге его и сгубило - Нью-Йорк рассчитывал на более тонкое (в понимании местных зрителей) искусство. Может быть, в других городах маштаб спектакля (и, конечно же, Майя Плисецкая среди главных героев), его "чувственность" и "зрелищность" пришлись бы ко двору...
Таким образом, успех визита труппы БТ можно назвать умеренным. Безусловную удачу гастролей - "Класс-концерт" - уравновесила неудача "Спартака". Тем временем, в СССР гостила труппа Джорджа Баланчина, и было там не менее жарко. Идеологические споры об эстетике балета, противопоставление советского драмбалета абстрактным балетам Баланчина, достигли своего апогея...
На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, подписывайся, ставь лайк, делись с друзьями!