После смерти Будды возникло множество разночтений. Ведь на многие фундаментальные вопросы Блаженный отвечал молчанием. Он изначально отказывался от философских построений и особенно избегал разговоров о космогонии и антропогонии. Именно это молчание и позволило сосуществовать совершенно противоположным толкованиям его доктрины, а после развилось в различные школы Буддизма.
И всё же после его смерти возникла необходимость как-то упорядочить его учение, собрать воедино его проповеди и установить канон. С этой целью и был созван собор из 500 архатов, который инициировал Махакашьяпа, один из самых глубоко уважаемых последователей Будды.
По мнению историков, собор этот состоялся в обширном гроте недалеко от Раджагрихи, в сезон дождей, и продлился семь месяцев. Примечательно это собрание оказалось ещё и тем, что его вдохновитель Махакашьяпа обвинил любимого ученика Будды Ананду в пяти (по другим источникам десяти) непростительных ошибках. Самыми тяжелыми из них были: принятие в общину женщин, а также то, что он упустил возможность упросить Благословенного остаться в этой жизни до конца настоящего космического периода. Ананда был вынужден прилюдно покаяться.
* Предлагаю здесь улыбнуться и обратить внимание на эту непростительную духовную ошибку - принять в общину монахов женщин.
Всё дело в том, что индийским дамочкам весьма по душе пришлись революционные идейки неординарного проповедника. Будда возражал против традиционной кастовой системы Индии, внутри которой многие люди чувствовали себя униженно. Женщины, в каком-то смысле, тоже являлись угнетённым классом. Декларации о свободе возбуждали их притесненные умы. Всё случилось накануне смерти отца Будды.
Неизлечимая болезнь папы обязала сына явить свои лотосные стопы в родные пенаты, где он и обратил умирающего в новую веру. Царица-вдова просит пасынка принять её в общину, но получает категорический отказ. Тогда она следует за ним пешком в город Вайшали в сопровождении молодых принцесс. Все они желают стать буддийскими монахинями. Видя эту драматичную картину, Ананда надрывается сердцем. Сочувствуя страждущим, он умоляет Будду умягчиться. В конце концов, учитель уступает. Но за уступку провозглашает цену, объявляя, что из-за членства в общине женщин закат Дхармы произойдет не через 1000 лет, а раньше — через 500. Такие дела.
Оцените иронию. Человек, проповедующий всю свою жизнь учение, центральной идеей которого является свобода от обусловленности, споткнулся на самой же первой обусловленности. Не смог перешагнуть, через обусловленность половую.
Конечно, мы вряд ли усомнимся в колоссальном духовном опыте этого человека. Впечатляет даже диапазон его земных переживаний. Он был царевичем, познавшим роскошь и наслаждение. Садовники в его дворце срезали по ночам увядающие цветы, чтобы юный принц мог видеть только красоту. Из этой крайности он переходит в состояние противоположное, в крайность строжайшей аскеты, доведя самоограничение до одного рисового зёрнышка в день. Он получил прекрасное светское образование и обучался у великих религиозных учителей. Легко постиг сложнейшую философию санкхьи и освоил столь же трудные йогические практики. Однако удовлетворения не нашел. Уединился, годами медитировал и пришел к глубокому и ясному пониманию экзистенциальных проблем человека. Много путешествовал и многое видел Сам факт, что свою жизнь он решил положить служению людям, уже заставляет нас смотреть на него, как на человека великого. Но вот на бабах споткнулся.