Миф №1: "Советская школа была лучшей в мире!"
Советские школьники в массе обладали достаточно неплохим набором отрывочных знаний по предметам, но, во-первых, они не умели применять эти знания в жизни, во-вторых, они не представляли, как можно перенести знания из одной предметной области в другую.
Когда говорят про лучшую образовательную систему в Советском союзе, забывают о том, что эту систему практически никто не копировал. Мы сейчас знаем лучшие образовательные системы в мире – в Финляндии, в Сингапуре, туда стремятся люди со всего мира. Эта система востребована, ее покупают за большие деньги. Советскую систему никто не покупал и даже бесплатно по большому счету никому она не была нужна. Диплом выпускника советского ВУЗа среднестатистического нигде в Европе и в мире не котировался.
С 1920 года начались эксперименты. Многих квалифицированных преподавателей гимназий уволили и заменили неопытными. А такие предметы как античная философия и всемирная история были заменены на науки, вроде "марксизма-ленинизма".
Миф №2: "В СССР было бесплатное образование".
На самом деле, в 1940-1956 годах, когда у власти был Сталин, обучение в 8, 9 и 10 классах было платным. Также платным было и обучение во всех ВУЗах.
Обучение в Московских школах стоило 200 рублей в год, а в провинциальных - 150.
Обучение же в ВУЗах было еще дороже: в институтах Москвы и Ленинграда оно стоило 400 рублей в год.
Миф №3: "Советские учителя получали высокую зарплату".
Несмотря на то, что в Советском союзе было провозглашено гендерное равенство, зарплаты учителей школы были ниже, чем всех остальных категорий работников. В педагогические училища и вузы люди шли тогда, когда не поступали на другие, более престижные специальности. Плюс, в школьном образовании работали в основном женщины. И женский труд оценивался намного ниже мужского в образовании, медицине и прочих таких «бюджетных» сферах.
Если сравнить зарплату учителя со средним уровнем дохода в стране, то мы увидим, что на протяжении всего советского времени она была ниже на 15%.
Миф №4: "Кризис советского образования начался в девяностые".
На самом деле проблемы начались еще в 60-е годы, когда количество выпускников вузов стремительно выросло, а рабочих мест для квалифицированных специалистов не хватало.
Между тем, в преподавательском составе многих школ существовал дефицит кадров, так как молодежь не видела перспективы идти на слабо оплачиваемую работу учителя.