Найти в Дзене
Rock AD

Цифры зверя. Дебютный альбом Iron Maiden трек за треком

Оглавление

Историю создания альбома Iron Maiden читайте здесь.

Prowler

Пренебрежительное отношение Стива Харриса к панк-року хорошо известно, хотя сырой азарт этого жанра отчетливо проявляется на протяжении всего дебютного альбома Iron Maiden. Начиная с первого яростного стаккато-риффа, открывающий пластинку трек Prowler выглядит очень эффектным вступлением к последующим композициям. Хотя продюсирование записи по принципу «сделай сам» обычно считается недостатком, здесь оно только укрепляет слушателя во мнении, что эта группа делает что-то заметно отличающееся от других. Инструментальная часть, которая начинается с 1:24, весьма необычна и намекает на любовь к прогрессивному року, в которой позже признается Харрис. Текст песни, кажется, воспевает подвиги маньяка-преследователя: «Вот видишь, как я шарюсь по кустам и широко распахиваю… Глазам не веришь? Девочка, это и есть красота» // ‘Well, you see me crawling through the bushes with it open wide… Can’t you believe your eyes? It’s a beauty, girl’. Хорошо это или плохо, но подобный сюжет точно трудно обвинить в повторении какого-либо из хэви-металлических штампов.

Remember Tomorrow

Помимо потрясающего вокала, в первые годы существования группы Пол Ди’Анно вносил в ее творчество заметный вклад, становясь время от времени соавтором для Стива Харриса. Написанный ими совместно Remember Tomorrow снова предлагает нестандартный ход от Iron Maiden. Ди’Анно напевает первый куплет, и строчка «Я вернусь из ооо-гн-яяяяя!» // ‘I shall return from out of the fiii-rrr-eee!’ вдруг превращается в размашистый рифф. «Окей, — думает слушатель, — медленная часть была просто вступлением», но пока вы это осознаете, Ди’Анно снова ударяется в панихиду «Слезы воспоминаний и слезы радости» // ‘Tears for remembrance, and tears for joy’, после чего следует долгожданное возвращение ошеломительного риффа. Затем трек взлетает в стратосферу, но только для того, чтобы плавно спуститься обратно на Землю и приступить к мягкой коде. Челюсть слушателя к тому моменту уже безнадежно висит ниже колен.

Running Free

Еще одна композиция Харриса / Ди’Анно — это, как утверждает вокалист, «бунтарская песня» из серии «Пошел ты нах,.. я не буду делать то, что ты мне велишь». Усиленный необычным барабанным ритмом Клайва Барра, трек стал гимном молодежного бунта, напрямую адресованным его целевой аудиторией — 16-летним парням, которым «не досталось денег и не хватило удачи».

Phantom Of The Opera

Первая из многочисленных песен в бэк-каталоге группы, написанных Стивом Харрисом под впечатлением от исторических и/или литературных образов. Phantom Of The Opera стала эпиком дебютного альбома и продолжается больше семи минут, отдавая дань уважения роману «Призрак оперы», написанному Гастоном Леру в 1910 году. Она начинается с нагоняющего жути гитарного мотива, демонстрирующую отличную беглость пальцев исполнителя, а затем постепенно ускоряется словно поезд-беглец, и Ди'Анно остается только с головой окунуться в образ главного героя, который столь долго жил, «скрываясь за той фальшивой маской» // ‘in hiding behind that false mask’. Структура композиции может показаться разношерстной, но многочисленные смены ритма объясняются тем, что Харрис писал Phantom Of The Opera по частям, прежде чем собрать все лоскутки в великолепное единое целое.

Transylvania

За всю свою историю Iron Maiden выпустили лишь несколько инструментальных треков, и Transylvania таковым не задумывался. Позже Харрис признался, что после первого совместного исполнения группой эта композиция «хорошо звучала как инструментал, и мы даже не удосужились написать для нее текст». В результате здесь возникает пространство, где музыканты могут проявить себя во всей красе. Обмен музыкальными фразами между гитаристами Дэйвом Мюрреем и Деннисом Стрэттоном — это то, что нужно обязательно слышать своими ушами, а Клайв Барр выбивает из своих барабанов мощный, но при этом безошибочный свинг.

Strange World

Есть ли на Iron Maiden колыбельная песня? Что ж, может быть это определение немного притянуто за уши, но оставляющая в памяти неизгладимый след дремотная красота Strange World резко контрастирует с остальной частью их потрясающего дебютного альбома. «В этих краях ты никогда не состаришься» // ‘Living here you’ll never grow old’, — обещает Ди’Анно голосом, способным очаровывать даже самых сладкоголосых птиц, в то время как узнаваемые гитарные гармонии, разложенные на две партии, создают вокалисту сладостный фон. Дева порой способна демонстрировать мягкую черту характера, и это поистине прекрасно.

Charlotte The Harlot

От возвышенного до смешного — один шаг. Появление имени Дэйва Мюррея в качестве авторов песни такой же редкий случай, как и солнечные дни в Британии, но когда это случается, то получившаяся песня полностью оправдывает длительность ожидания. По всей видимости основанная на реальных событиях композиция Charlotte The Harlot рассказывает историю проститутки из Ист-Энда, которая «брала пятерку с начинающих, и десятку за основной курс». Эту скользкую тему можно было бы использовать, чтобы просто хорошенько пощекотать низменные чувства слушателя, но Мюррей поворачивает сюжет песни, и в комнате Шарлотты оказывается так много мужчин, что ей просто некогда испытывать угрызения совести: «Ощущений не осталось, они умерли давно» // ‘You’ve got no feelings, they died long ago’. Эту историю «мэйдены» еще возродят на более поздних альбомах.

Iron Maiden

Эта песня по давно сложившейся традиции завершает каждый концерт Iron Maiden, и она же ставит точку в приветственной речи их дебютного альбома. Харрис написал просто превосходные мелодии, но звучащие скорее как угроза, чем обещание, строчки «Где бы ты ни был, Iron Maiden достанет / Неважно, как далеко ты успел убежать» // ‘Wherever you are, Iron Maiden’s gonna get you / No matter how far’, в итоге оказались пророческими.

Текст: Дэйв Линг. Перевод: Алексей Демин
Оригинал: Classic Rock #288 (июнь 2021)