Найти в Дзене
Записки на холстах

Уверенным быть нельзя ни в чем

По распространенному представлению, если художник - сюрриалист, то, наверняка, он и живет соответственно, и выглядит ярко, эксцентрично, как С. Дали, например.

А вот и нет. Все не так, как кажется, не так, как ожидаешь, кругом иллюзия. Как в произведениях сюрреалистов. Рене Магритт опровергает все обычные представления и ожидания. Он жил в степенном благопристойном Брюсселе, всю жизнь с одной женой, в довольно скромном жилище, где не было даже студии, одевался в деловые строгие костюмы, ездил на трамвае, НО - его фантазия была беспредельной!

Р. Магритт выглядел невозмутимым, отстраненным, такими выглядят и его картины-головоломки, на которых присутствуют обычные предметы и персонажи, но в каких-то диких сочетаниях и в нестандартных обстоятельствах, что делает картины фантастичными, странными, иногда - жутковатыми или/и, может быть, философскими. «Четкие картины, в которых нет четкого смысла». Каждый решает сам.

Взято из свободного доступа в сети «Интернет».
Взято из свободного доступа в сети «Интернет».

Рене Франсуа Гислен Магритт (1898 -1967) - бельгийский художник-сюрреалист проучился в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе всего два года, позже увлекся дадаизом и живописью Джорджо де Кирико, которые частично и стали источниками его вдохновения.

Работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции до 1926 года, в 1927—1930 годах жил во Франции, где участвовал в деятельности сообщества сюрреалистов. В 1930 году Р.Магритт вернулся на родину и состоялся как один из самых запоминающихся и ярких сюрреалистов, хотя несколько раз пробовал изменить свой стиль.

Сюрреализм не утратил популярности и в наше время, само слово стало по существу именем нарицательным - так называют поведение за гранью приличия, странные эксцентричные произведения разных видов и жанров (например, шокирующие образы в фильмах Д. Линча, проза и поэзия Луи Арагона, да и новеллы Э.По можно сюда отнести) и т. п.

Визитной карточкой этого направления наверное можно считать такие образы, как загадочный господин в котелке и трубка — не трубка, в различных вариантах и в разные годы созданные Р. Магриттом (см. например, «Сын человеческий» и «Вероломство образов»). Эти образы-персонажи давно живут вполне самостоятельной жизнью, отдельной от своего создателя (например, в фильме «Афера Томаса Крауна», в спектаклях, рекламе и тд).

Сам Р. Магритт свое искусство называл магическим реализмом, утверждая, что единственное, что нужно делать с его картинами — рассматривать их. Хотя иногда предлагал и подумать над ними, создавая ареол загадочности названиями, которые, однако, не всегда стоит принимать во внимание.

В работах Р. Магритта нередко ощущение таинственности, тревожности. Посмотрите на работы «Убийца под угрозой», «Компаньоны страха», «Объяснение», «Память», «Букет слез». В первой — герой вполне доволен жизнью, слушает музыку, а рядом - труп в крови и вся остальная обстановка - за пределами ясности, очевидности.

«Компаньоны страха». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».
«Компаньоны страха». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».

Одним из образов, часто встречающихся в его работах, является лицо без лица, оно закрыто тканью, другим предметом, сиянием, а то и просто вместо лица — другая часть тела. Многие полагают, что этот разнообразно-повторяющийся образ вызван полученной в детстве психологической травмой — мать Р. Магритта страдала депрессией и утопилась, перед этим обвязав лицо вуалью. Но художник такие параллели отрицал, считал, что искусство не подвластно психоанализу, а лучшим пациентом для психоаналитика является другой психоаналитик, и продолжал изображать на своих полотнах таинственные странности и непонятности...

Еще один часто повторяющийся в разных работах образ - стеклянное окно как хрупкая грань между мирами — сном и явью, сознательным и бессознательным, реальным и фантастическим («Фальшивое зеркало», «Вечереет», «Прекрасный мир», «Ключ к пространству» («Ключ к полям»?)).

Но самым известным персонажем в работах Р. Магритта является загадочный господин в пальто и шляпе-котелке, которого он впервые изобразил еще в 1926 году в картине «Размышления одинокого прохожего» (причем, спиной к зрителю). Потом были «Убийца в опасности», «Бесконечное признание», «Ящик Пандоры», «Сын человеческий», «Голконда», «Готовый букет», всего около 50 картин.

«Голконда». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».
«Голконда». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».

В жизни художника были периоды, когда он еле сводил концы с концами, его не раз выручал Э. Мезенс, который еще в 17 лет увлекся работами 20-летнего Р. Магритта. Э. Мезенс стал владельцем галереи, где выставлял работы художника и несколько раз сам покупал их, чтобы спасти того от разорения. При этом Р. Магритт не был особо ему благодарен и периодами вел себя чудовищно, их отношения были сложными, скандальными.

Есть свидетельства, что Р. Магритт делал копии работ известных мастеров (Пикассо, де Керико, Тициана...) для продажи. Интересно, чья подпись стоит на этих работах?

Устойчивое финансовое благополучие, выставки по всему миру, слава пришли к Р.Магритту после Второй мировой войны. Он выполнил ряд больших заказов — роспись зала казино курортного города Кнокке-Хейст («Зачарованное королевство», переводов названия масса), панно «Невежественная фея» (или «Несведущая фея») для Дворца изящных искусств в Шарлеруа и др. К работе он подошел творчески. Чтобы не убиваться над росписью казино многие месяцы, художник пригласил «помощников», расписавших восемь фресок по цветным слайдам с его эскизов, которые были спроецированы на стены. По отзывам путешественников, городок — дыра-дырой, но едут смотреть «Капеллу Магритта».

Фото интерьера казино. Взято из свободного доступа в сети "Интернет".
Фото интерьера казино. Взято из свободного доступа в сети "Интернет".

При этом художник продолжал очень просто жить и старался избегать публичных мероприятий. Известен случай, когда он отказался прибыть на банкет к Его Величеству королю Бельгии по причине того, что «прожёг сигаретой дыру в смокинге».

В 1940 - 1948 годах Магритт пробовал работать и в стиле импрессионизма и в «вульгарном» стиле. Позже создал ряд довольно странных карикатур, решив «похоронить наконец» героев известных живописных полотен, заменив их гробами («Перспектива мадам Рекамье», «Перспектива II: Балкон Мане»).

Однако все эти работы особого признания не получили, и художник вернулся к своему, ранее найденному стилю.

В 1945 он «на волне благодарности к русским» в третий раз стал членом коммунистической партии, среди идей которой он особо выделял идею доступности «интеллектуальной роскоши» для всех слоев общества. В связи с этим в 50е годы его работы были изъяты из экспозиций американских музеев, что не помешало их огромной популярности в Америке. И в 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке с огромным успехом прошла его персональная выставка.

"Гнев богов". Взято из свободного доступа в сети «Интернет».
"Гнев богов". Взято из свободного доступа в сети «Интернет».

В 1954 году художник написал одну из самых известных своих работ - «Империя света». На первый взгляд она отличается от привычного стиля Р. Магритта, но, если вглядеться — опять увидим необычайное, «ненормальное» сочетание. «Я соединил в «Империи света» ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. По моему мнению, это одновременное явление дня и ночи обладает силой удивлять и очаровывать. И эту силу я называю поэзией». Эта работа, как трубки-котелки, пользуется огромной популярностью на рынке произведений искусства и сейчас. А при жизни Р. Магритт создал 16 вариантов картины и массу ее копий.

«Империя света». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».
«Империя света». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».

Вариантов интерпретаций его работ масса: на любой вкус, но они хороши еще и тем, что каждый может понять/объяснить их по-своему, и будет прав. Можно пофантазировать. И в любом случае они остаются в памяти, даже если и не нравятся.

30 мая 2009 года в Брюсселе был открыт музей Р. Магритта, в котором находится самая большая в мире коллекция работ художника в мире, в том числе рекламные плакаты, фотографии и фильмы. Так что, если будете в Брюсселе...)))