Не так давно, ресурс Ритейл.ру, опубликовал интервью с Директором по логистики Российского сегмента "Декатлон" , Александром Шульцом, который любезно поделился результатами внедрения роботов на склад интернет-магазина, для сборки заказов клиентам.
Модель заимствована у американского монстра "Амазон", который внедрил эту модель уже более 7 лет назад.
И вот спустя двух лет после запуска роботизированного подбора товара в "Декатлон" Китай, данная тенденция все таки зашла в Россию. Тут можно сказать, что Декатлон стал пионером на российском рынке складской логистики, который запустил и успешно использует данную систему для подготовки онлайн заказов к отправлению до получателя.
Технологическое обеспечение было организовано компанией «НИССА Инжиниринг».
Суть кейса в двух словах.
Декатлон организовал внутри общего склада, отдельную зону (3000 куб. м) для хранения товара, которые участвуют в онлайн торговле. Это кстати тоже новшество, потому что подобные схемы не используются для ритейлеров, которые используют одновременно онлайн и офлайн каналы сбыта.
Данный товар укомплектован на специальные стеллажи, которые управляются специально запрограммированным роботом.
То есть схема следующая.
Вы делаете заказ, который попадает на склад "Декатлон", где оператор инициирует процесс его подбора.
Роботы, получив задание, перемещают в зону консолидации именно те стеллажи, на которых эти товары и находятся.
В зоне консолидации оператор отбирает данные товары со стеллажей, и только после подтверждения, что весь заказ отобран правильно, роботы перемещают стеллаж на свое место.
Схема довольно простая в описании, но очень сложна в технологическом плане и на ее внедрение может уйти не один год.
Сначала вы внедряете одного робота, потом это количество, после настроек и тестов, увеличиваете.
Важно понимать, что эта схема хорошо работает при довольно большой круглосуточной нагрузке.
Так же необходимо четко настроить систему RFID или другого штрихкодирования, а так же нанести метки c QR-кодами на напольную поверхность склада.
Плюсы системы:
- Увеличение скорости подбора заказов в 3-7 раз
- Большая эффективность при круглосуточной нагрузке
- Окупаемость 2-3 года
- Экономия на персонале. Большая экономия времени на наёмном персонале, в моменты увеличении нагрузки. ( например сезон)
- Стеллажное оборудование только то, которое используется для перемещения в хону консолидации. Стационарные системы хранения остутствуют.
Минусы системы:
- Большая стоимость входа
- Высокая стоимость амортизационных издержек и сервисного обслуживания
- Не подходит для некруглосуточной нагрузки
- Более высокая квалификация сотрудников (более сложный поиск).
В любом случае, данная схема более востребована для компаний с количеством персонала более 4000 человек.
Но даже если вы не являетесь держателем или сотрудником такого бизнеса, вы должны понимать, что так будет не всегда и учиться на положительных примерах успешных компаний всегда не будет лишним.
До новых встреч. Пишите, если возникнут вопросы