Найти тему
The Page

Топливо под контролем. Кабмин ввел ограничение наценки АЗС

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Правительство ввело государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо с 15 мая. Соответствующие изменения в постановление № 1236 от 9 декабря 2020 года были приняты на заседании Кабинета министров в пятницу. Документ определяет максимальные уровни торговой наценки: 7 грн/литр для дизельного топлива и 5 грн/литр для бензинов марок А-92 и А-95.

Читайте также: Крупные сети АЗС восстанавливают продажи премиального топлива и снижают цены на обычное

Введение предельных торговых надбавок на топливо — вынужденная временная мера на период карантина, пояснил министр развития экономки Игорь Петрашко.

По его словам, такое решение стало ответом на необоснованный рост цен на топливо в розничных сетях.

Кабмин считает, что такое решение защитит простых потребителей и сделает невозможной манипуляцию ценами, а также стабилизирует рынок розничной торговли горючим и введет прозрачный механизм ценообразования.

В то же время участники рынка придерживаются противоположной позиции. Как сообщили PG в Нефтегазовой ассоциации Украины, принятая инициатива уничтожит конкуренцию на украинском рынке нефтепродуктов.

«Механизмы применения предельных торговых надбавок на нефтепродукты фактически ставят всех операторов рынка в единый ценовой коридор. Операторы вынуждены будут применять максимальную наценку и поддерживать одинаковый уровень цен, что существенно ограничит уровень конкуренции на рынке», — отмечается в письме Ассоциации на имя премьер-министра Дениса Шмыгаля.

По мнению аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, сейчас у топливных ритейлеров не самая высокая маржа.

«Я бы приветствовал двумя руками это решение ровно год назад. Тогда наценка на бензине и дизтопливе достигала более 30% и была в районе 10 грн/литр. Была ситуация, когда оптовые цены обрушились, а розничные практически не шелохнулись. Сейчас, к сожалению, похвастаться таким мы не можем. Маржа на бензине сейчас вообще практически исчезает», - Александр Сиренко. Аналитик консалтинговой компании UPECO

Государственное регулирование цен на нефтепродукты может спровоцировать увеличение доли теневого бизнеса, считает директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

«Это популизм. У власти какой-то фетиш круглых цифр. Зимой пытались загнать газ под 7 грн, теперь бензин под 30. Я не вижу никакого рыночного смысла в этом. Потребитель не ощутит никаких изменений, поскольку он сегодня покупает по тем ценам, которые установило Минэкономики. Но рынок из-за ограничений будет искать возможность дополнительного или упущенного заработка. А из вариантов остается только неуплата налогов, у кого на сколько хватит смелости. Это толкает бизнес в тень, который и так сидит там по уши. Сейчас туда могут войти те, кто до последнего не решался это сделать», - Сергей Куюн. Директор в «Консалтинговой группе А-95»

Кроме того, не исключена ситуация существенного снижения маржи АЗС, ведь многие станции покупают топливо оптом на внутреннем рынке, говорит эксперт.

Читайте также: Кабмин ответил крупнейшим сетям АЗС на остановку продажи бензина и дизтоплива

По его словам, расчет предельных цен привязан к внешнему рынку (мировым котировкам). Из-за снижения поставок из Беларуси и РФ в мае в Украине может возникнуть дефицит, при котором будет расти внутренняя закупочная цена.

«Мы получим ситуацию, когда внутренний рынок будет расти из-за дефицита, а верхняя цена будет ограничена постановлением Кабмина. В такой ситуации маржи у заправок не будет совсем. Это станет серьезным ударом по небольшим АЗС», — добавляет Куюн.

Контекст. 11 мая Кабинет министров обнародовал постановление об обязательном декларировании изменения розничных цен на бензин и дизельное топливо в случае увеличения розничной цены товара на 1% и более в сравнении с ценой на момент декларирования за 20 дней до начала применения новой цены.

Источник