Каскадёры. Stunts. США, 1977. Режиссер Марк Лестер. Сценаристы Роберт Шей, Майкл Харпстер и др. Актеры: Роберт Форстер, Фиона Льюис, Рэй Шарки, Джоанна Кэссиди, Брюс Гловер, Ричард Линч и др. Прокат в СССР – 1979. 41,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Эта остросюжетная картина появилась на советских экранах в 1979 году и привлекла внимание зрителей необычным по тем временам сюжетом, связанным со «внутренней кухней» трюковых съемок в кино.
Кинокритик Денис Горелов пишет о «Каскадерах» со свойственной ему иронией: «Голливуд как он есть во всем своем уродстве и блеске кривого зеркала, да еще и с хай‑классом постановочных сцен. Пятикратный кульбит автомобиля с большим пальцем в кадр из раздавленной кабины впечатлил не избалованное action‑movies население настолько, что многие мечтали прицепом зазырить и фильм, что делался группой и требовал стольких каскадерских смертей. Трэшуха, конечно, обещалась адова. Ну, кто здесь мог знать, что на боевиках с увечьями специализируются бросовые студии восточного побережья… Что каскадер в США – малооплачиваемая обслуга селебритиз, держащих его за дурачка с родео и при соболезнованиях не способных даже фамилию вспомнить: «Мы все звали его просто Джейк». Отношение к мэну крутому диктуется ступенью цивилизации и местом в ней окопной войны и ручного труда. Застрявший в индустриале Союз на каскадерах как эталоне мужчинства буквально помешался» (Горелов, 2019). Горелов Д. Игра в пустяки, или «Золото Маккены» и еще 97 советских фильмов иностранного проката. М.: Флюид ФриФлай, 2019.
Для многих зрителей XXI века «Каскадеры» и сейчас входят в разряд «культового ретро»:
«Собственно, о данной смертельно-опасной профессии лично я узнал посмотрев фильм Марка Лестера. Слово «трюк» я также впервые услышал во время просмотра этой картины. Помню, что первые три раза я смотрел её на самых масштабных (тогда ещё существовало такое кино) широкоформатных экранах. ... когда в начале фильма под пронзительный женский крик с большой высоты разбивался первый каскадёр, - это производило мощное впечатление на неискушённых «мальчишек социализма». Извечный вопрос задаёшь себе, когда смотришь этот кинопроизводственный боевик: «зачем эти ребята столь самозабвенно рискуют своими жизнями?» (Борис).
Александр Федоров, 2021