Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Чудовище. L'Animal (Франция, 1977)

Чудовище. L'Animal. Франция, 1977.Режиссер Клод Зиди. Сценаристы: Мишель Одиар, Клод Зиди, Доминик Фабр. Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Рэкел Уэлч, Дани Саваль, Раймон Жером, Шарль Жерар, Клод Шаброль, Жюльен Гийомар, Альдо Маччоне, Жозиан Баласко, Ришар Боринже и др. Прокат в СССР – 1980. 41,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-2

Клоду Зиди в нашем прокате необыкновенно повезло - на экраны вышло около десятка его фильмов. Для сравнения - из полутора десятков фильмов, снятых покойным Робером Брессоном в советский прокат попал лишь один. Из 17 картин Алена Рене - только две. Примерно столько же из 70 (!) фильмов Клода Шаброля. И ни одной работы таких знаменитых французских мастеров, как Жан-Люк Годар, Аньес Варда или Маргарит Дюрас.

-3

Впрочем, чего удивляться - в отличие от своих "элитарных" коллег К. Зиди всю свою режиссерскую картеру снимает комедии с участием крупнейших европейских звезд - Пьера Ришара, Джейн Биркин, Луи де Фюнеса, Анни Жирардо, Колюша, Жерара Депардье, Филиппа Нуаре, Бельмондо...

-4

Правда, начиналось все в 60-х с фильмов "авторского кино". Примерно 10 лет Клод Зиди был ассистентом знаменитого операторов Жана Рабье (в картинах К. Шаброля) и Ж.Робена (в фильмах Ж.Риветта). В 1970 году стал главным оператором драмы Мишеля Драша "Элиза, или Настоящая жизнь". Казалось бы, для Зиди открывается перспектива превратиться в одного из уважаемых метров европейской операторской школы.

-5

Но встреча с эстрадно-комической группой "Шарло" неожиданно изменила его судьбу. Начиная с 1971 года Клод Зиди делает серию эксцентрических комедий ("Новобранцы идут на войну" и др.). Грубоватый и незатейливый в своих гэгах юмор этих лент имел несомненный зрительский успех, что вызвало множество продолжений и подражаний.

-6

Комедия "Чудовище", бесспорно, классом повыше. Бельмондо достались здесь сразу две роли - изнеженного и капризного киноактера с "голубоватым" оттенком и его отважного дублера-каскадера. В партнерши Бельмондо была выбрана красавица Рэкэл Уэлч ("Миллион лет до нашей эры"). Фильм пользовался огромным успехом у зрителей...

-7

Однако советская кинопресса отнеслась к «Чудовищу» крайне отрицательно.

К примеру, рецензия известного кинокритика Мирона Черненко (1931-2004) опубликованная в журнале «Искусство кино» назвалась «Пародия, обернувшаяся пошлостью».

-8

В статье утверждалось, что в «Чудовище» «сюжета на полнометражный фильм, как бы режиссер ни был изобретателен, у него все равно недоставало, отсюда и весь тот коктейль из заковыченных и расковыченных цитат и модной в буржуазном кино игре на двусмысленных эротических мотивах» (Черненко, 1981: 188-189). Черненко М. Пародия, обернувшаяся пошлостью // Искусство кино. 1981. № 4. С. 186-189.

-9

Но уже в XXI веке кинокритик Марианна Каплун отмечала, что «хотя фильм прямо-таки перегружен комическими сценами, от такого обилия юмора не устаёшь, а, наоборот, ждёшь очередной искромётной шутки. К тому же картина содержит и серьёзный посыл – кого считать настоящим профессионалом своего дела: умудрённого опытом и всевозможными травмами каскадёра, честно отрабатывающего свой хлеб, или изнеженную суперзвезду, только и способную, что улыбаться и играть на публику?» (Каплун, 2018). Каплун М. Профессионал: «Чудовище» // Lumiere. 23.04.2018. http://www.lumiere-mag.ru/professional-chudovishhe/

-10

Зрителям XXI века “Чудовище» нравится и сегодня:

«Комедия на все времена и для всех поколений. Неподражаемый Бельмондо, очаровательная Рэкел Уэлч (особенно хороша в леопардовом платье), музыка чудесная» (Татьяна).

«Мне кажется, в советском кинопрокате все фильмы с участием Жана-Поля Бельмондо были просто обречены на успех. Здесь же к очень известному советским зрителям французскому актёру добавилась Рэкел Уэлч, что очень оживило эту весёлую кинокомедию. Полный зал кинотеатра, наверное, типичная картина на этом просмотре во всех городах» (Норд).

-11

«Очередной шедевр от Клода Зиди с непременным музыкальным сопровождением от маэстро Владимира Косма. Жан-Поль Бельмондо в образе великолепен, шутит и дурачится напропалую. Актер с не особенно примечательной внешностью, благодаря шарму и сильной харизме завладел сердцами зрителей всего мира. В картине действительно много иронии, беззлобной, кокетливой, есть чему улыбнуться даже спустя десятилетия после выхода фильма на экраны. … Чего только стоит цитата: от него «Общество состоит из двух типов людей: те, кто платит налоги и те, кто их тратит» (Днипро).

Александр Федоров, 1990-2021