Найти тему
Navygaming Channel

"Крокодил", "Минога", "Нерпа" - вышли из строя без боя /24. Авария субмарины: Неисправности есть всегда

Уважаемые друзья, продолжаем в постоянном разделе вспоминать различные аварии подводных лодок - с разным исходом и от разных причин. Используем открытые источники, их перечень - в конце статьи. Цель - не обвинить, и не оскорбить память потомков - а именно вспомнить, сделать выводы и не допустить (по возможности) если получится, конечно.

Вода, огонь, пожары и взрывы, ошибки экипажа - не единственные источники опасности для корабля, тем более подводного. Всегда остается вероятность выхода из строя оборудования и происшествия связанные с несовершенством конструкции субмарины. И с ростом технологического совершенства ПЛ возрастает сложность конструкции и систем, и растет вероятность отказа прибора или устройства. Как следствие - с поступлением подводных лодок на флот появляться случаи, приводившие к авариям и происшествиям. И одно дело, когда неисправность оборудования выявляется в ходе учебного похода, другое дело - когда при выполнении боевого задания в годы войны! Как раз о нескольких таких происшествий мы сейчас и вспомним.

Подводные лодки "Дракон" и "Крокодил" в море
Подводные лодки "Дракон" и "Крокодил" в море

Первое из них связано подводной лодкой "Крокодил" Балтийского флота. 28 июля 1914 года в Либаве на подводной лодке «Крокодил» (тип «Кайман», командир лейтенант Подгорный). В связи с подготовкой к началу Первой мировой войны 27-28 подводные лодки БФ принимали запасы и готовились к выходу в море. На "Крокодиле" из-за ненадежной работы бензиновых двигателей во время за­рядки аккумуляторной батареи лопнул коленчатый вал пра­вого бензинового двигателя.

Для справки: "Крокодил" - водоизмещение 409/482 т, запас плавучести - 17%, экипаж - 34 человека (в том числе 3 офицера). В строю с 11 июля 1911 года, срок службы 3 года.

Двигатели подводной лодки этого типа и ра­нее отличались ненадёжной работой, вызывая массу наре­каний личного состава. Выход из строя техники накануне Первой мировой войны, в ожидании которой жил весь мир, никого не мог радовать. В итоге с началом боевых действий «Кро­кодил» оказался не у дел. Только 11 августа его на буксире канонерской лодки «Храбрый» вывели на позицию (видимо предполагалось, что ПЛ будет действовать в позиционном или подводном положении?).

Подводная лодка типа "Кайман", схема внешнего вида
Подводная лодка типа "Кайман", схема внешнего вида

Первый самостоятельный выход в море «Крокодил» сде­лал 15 октября 1914 года, отправившись на позицию к юго-западу от Мемеля, ненадолго. Из гавани подводная лодка вышла самостоятельно. Вечером того же дня, спустя несколько часов после первого же погружения, почти весь экипаж лодки оказался выведенным из строя из-за высо­кой концентрации скопившихся в отсеках паров бензина и выхлопных газов. Всплыв, подводная лодка попала в шторм, и, в кон­це концов, утром 16 октября командир принял решение воз­вратиться на базу в Либаву.

19 июля 1914 года (по старому стилю, по новому 1 авгу­ста) началась Первая мировая война, которая потребовала концентрации всех сил и мобилизации всех имеющихся средств. Однако все было не так просто. Из доклада 4 сентября 1914 года начальника 1-го диви­зиона подводных лодок Балтийского флота капитана 2 ранга Дудкина начальнику брига­ды подводных лодок контр-адмиралу Левицкому:

«ПЛ «Акула» - нуждается в капитальном ремонте меха­низмов и палубных цистерн. Необходимы бесшумные глу­шители. 26 августа лодка была обнаружена исключитель­но по шуму моторов и атакована неприятельскими мино­носцами. Этот вопрос требует самой серьёзной разработ­ки, и новые «шумоукротители» должны быть установлены самой совершенной в настоящее время системы.
ПЛ «Минога» - требует обычного ремонта, замены лоп­нувшей фундаментной рамы переднего дизеля, замены глу­шителя, установки 2-х аппаратов Джевецкого» [51, с. 164].

Обычно встречаются упоминания о недостатках аппаратов Джевецкого, а здесь их предлагают ставить, интересно! Но все эти неприятности, связанные с неисправностью оборудования произошли вне боевых условий, а вот черноморской "Нерпе" не повезло. Неожиданное заклинивание носовых горизонтальных рулей при атаке боевого корабля противника могло дорого обойтись подводной лодке Черноморского флота «Нерпа».

Подводная лодка "Нерпа", Севастополь
Подводная лодка "Нерпа", Севастополь

Утром 13 апреля 1915 года, находившаяся на боевой позиции у пролива Босфор, ПЛ «Нерпа» (тип «Морж») обнаружила турецкий миноносец типа «Самсун». Оставаясь незамеченной, ПЛ погрузилась и пошла на сближение с це­лью, готовясь к торпедной атаке. Продолжая вести за ми­ноносцем непрерывное наблюдение через перископ, ко­мандир «Нерпы» старший лейтенант Соловьёв, увидел, что при приближении к турецкому кораблю тот вдруг резко изменил курс и направился прямо на лодку. Не было со­мнений, что перископ лодки был замечен в волнах и не­приятельский миноносец решил таранить субмарину.

Схема из журнала "Моделист-конструктор"
Схема из журнала "Моделист-конструктор"
Для справки: турецкий миноносец "Самсун" - строился во Франции фирмой «Шантье э Ателье де ля Жиронд». Водоизмещение нормальное 284 т. Длина наибольшая 58,2 м, ширина 6,3 м, осадка 2,8 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 6000 л.с., скорость 28 узлов. Вооружение: 1х1- 65-мм и 6х1- 47-мм орудий, два ТА. Всего в 1906-1907 годах построено четыре единицы. Пережил Вторую мировую войну и был сдан на слом в 1949 году

В этот момент носовые горизонтальные рули «Нерпы» зак­линило в положении около 10° на погружение. Это сильно осложнило управление ПЛ по глубине, ибо только кормовы­ми горизонтальными рулями с этим справиться было очень сложно. Отказавшись от атаки, «Нерпа» ушла на глубину.

Осмотр механизмов носовых рулей, находившихся внут­ри лодки, никаких повреждений не выявил. После всплы­тия, для поиска неисправности была вскрыта горловина носовой балластной цистерны. Через эту цистерну прохо­дили баллер и приводы носовых рулей. Здесь и была обна­ружена причина выхода из строя рулей. Она произошла вследствие ослабления гаек двух прижимных полуколец подшипника баллера руля. В итоге подшипник перекоси­ло, и баллер руля заклинило. Водворив подшипник на мес­то, и поджав прижимные кольца, подводники восстанови­ли нормальную работу рулей. Цистерну задраили и «Нерпа» продолжила плавание.

Русская подводная лодка "Нерпа", 1911 год
Русская подводная лодка "Нерпа", 1911 год

Вот так, из-за двух гаек могла погибнуть подводная лодка. Удивительно, но ремонт был произведен непосредственно в море! Выходит так просто вскрыть горловину носовой балластной цистерны?

Источники: Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. История подводных лодок 1624-1904./А.Е.Тарас. - Харвест, Минск, 2002. - 239 с.; Тарас, А. Подводные лодки Великой войны 1914-191 А.Е.Тарас. -Мн. : Харвест, 2003. - 336 с; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Томашевич, А. Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915 гг./ А.В.Томашевич.- М-Л., 1939.- С.19,24.

Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: