Уважаемые друзья, продолжаем в постоянном разделе вспоминать различные аварии подводных лодок - с разным исходом и от разных причин. Используем открытые источники, их перечень - в конце статьи. Цель - не обвинить, и не оскорбить память потомков - а именно вспомнить, сделать выводы и не допустить (по возможности) если получится, конечно.
Вода, огонь, пожары и взрывы, ошибки экипажа - не единственные источники опасности для корабля, тем более подводного. Всегда остается вероятность выхода из строя оборудования и происшествия связанные с несовершенством конструкции субмарины. И с ростом технологического совершенства ПЛ возрастает сложность конструкции и систем, и растет вероятность отказа прибора или устройства. Как следствие - с поступлением подводных лодок на флот появляться случаи, приводившие к авариям и происшествиям. И одно дело, когда неисправность оборудования выявляется в ходе учебного похода, другое дело - когда при выполнении боевого задания в годы войны! Как раз о нескольких таких происшествий мы сейчас и вспомним.
Первое из них связано подводной лодкой "Крокодил" Балтийского флота. 28 июля 1914 года в Либаве на подводной лодке «Крокодил» (тип «Кайман», командир лейтенант Подгорный). В связи с подготовкой к началу Первой мировой войны 27-28 подводные лодки БФ принимали запасы и готовились к выходу в море. На "Крокодиле" из-за ненадежной работы бензиновых двигателей во время зарядки аккумуляторной батареи лопнул коленчатый вал правого бензинового двигателя.
Для справки: "Крокодил" - водоизмещение 409/482 т, запас плавучести - 17%, экипаж - 34 человека (в том числе 3 офицера). В строю с 11 июля 1911 года, срок службы 3 года.
Двигатели подводной лодки этого типа и ранее отличались ненадёжной работой, вызывая массу нареканий личного состава. Выход из строя техники накануне Первой мировой войны, в ожидании которой жил весь мир, никого не мог радовать. В итоге с началом боевых действий «Крокодил» оказался не у дел. Только 11 августа его на буксире канонерской лодки «Храбрый» вывели на позицию (видимо предполагалось, что ПЛ будет действовать в позиционном или подводном положении?).
Первый самостоятельный выход в море «Крокодил» сделал 15 октября 1914 года, отправившись на позицию к юго-западу от Мемеля, ненадолго. Из гавани подводная лодка вышла самостоятельно. Вечером того же дня, спустя несколько часов после первого же погружения, почти весь экипаж лодки оказался выведенным из строя из-за высокой концентрации скопившихся в отсеках паров бензина и выхлопных газов. Всплыв, подводная лодка попала в шторм, и, в конце концов, утром 16 октября командир принял решение возвратиться на базу в Либаву.
19 июля 1914 года (по старому стилю, по новому 1 августа) началась Первая мировая война, которая потребовала концентрации всех сил и мобилизации всех имеющихся средств. Однако все было не так просто. Из доклада 4 сентября 1914 года начальника 1-го дивизиона подводных лодок Балтийского флота капитана 2 ранга Дудкина начальнику бригады подводных лодок контр-адмиралу Левицкому:
«ПЛ «Акула» - нуждается в капитальном ремонте механизмов и палубных цистерн. Необходимы бесшумные глушители. 26 августа лодка была обнаружена исключительно по шуму моторов и атакована неприятельскими миноносцами. Этот вопрос требует самой серьёзной разработки, и новые «шумоукротители» должны быть установлены самой совершенной в настоящее время системы.
ПЛ «Минога» - требует обычного ремонта, замены лопнувшей фундаментной рамы переднего дизеля, замены глушителя, установки 2-х аппаратов Джевецкого» [51, с. 164].
Обычно встречаются упоминания о недостатках аппаратов Джевецкого, а здесь их предлагают ставить, интересно! Но все эти неприятности, связанные с неисправностью оборудования произошли вне боевых условий, а вот черноморской "Нерпе" не повезло. Неожиданное заклинивание носовых горизонтальных рулей при атаке боевого корабля противника могло дорого обойтись подводной лодке Черноморского флота «Нерпа».
Утром 13 апреля 1915 года, находившаяся на боевой позиции у пролива Босфор, ПЛ «Нерпа» (тип «Морж») обнаружила турецкий миноносец типа «Самсун». Оставаясь незамеченной, ПЛ погрузилась и пошла на сближение с целью, готовясь к торпедной атаке. Продолжая вести за миноносцем непрерывное наблюдение через перископ, командир «Нерпы» старший лейтенант Соловьёв, увидел, что при приближении к турецкому кораблю тот вдруг резко изменил курс и направился прямо на лодку. Не было сомнений, что перископ лодки был замечен в волнах и неприятельский миноносец решил таранить субмарину.
Для справки: турецкий миноносец "Самсун" - строился во Франции фирмой «Шантье э Ателье де ля Жиронд». Водоизмещение нормальное 284 т. Длина наибольшая 58,2 м, ширина 6,3 м, осадка 2,8 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 6000 л.с., скорость 28 узлов. Вооружение: 1х1- 65-мм и 6х1- 47-мм орудий, два ТА. Всего в 1906-1907 годах построено четыре единицы. Пережил Вторую мировую войну и был сдан на слом в 1949 году
В этот момент носовые горизонтальные рули «Нерпы» заклинило в положении около 10° на погружение. Это сильно осложнило управление ПЛ по глубине, ибо только кормовыми горизонтальными рулями с этим справиться было очень сложно. Отказавшись от атаки, «Нерпа» ушла на глубину.
Осмотр механизмов носовых рулей, находившихся внутри лодки, никаких повреждений не выявил. После всплытия, для поиска неисправности была вскрыта горловина носовой балластной цистерны. Через эту цистерну проходили баллер и приводы носовых рулей. Здесь и была обнаружена причина выхода из строя рулей. Она произошла вследствие ослабления гаек двух прижимных полуколец подшипника баллера руля. В итоге подшипник перекосило, и баллер руля заклинило. Водворив подшипник на место, и поджав прижимные кольца, подводники восстановили нормальную работу рулей. Цистерну задраили и «Нерпа» продолжила плавание.
Вот так, из-за двух гаек могла погибнуть подводная лодка. Удивительно, но ремонт был произведен непосредственно в море! Выходит так просто вскрыть горловину носовой балластной цистерны?
Источники: Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. История подводных лодок 1624-1904./А.Е.Тарас. - Харвест, Минск, 2002. - 239 с.; Тарас, А. Подводные лодки Великой войны 1914-191 А.Е.Тарас. -Мн. : Харвест, 2003. - 336 с; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Томашевич, А. Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915 гг./ А.В.Томашевич.- М-Л., 1939.- С.19,24.
Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: