Найти тему
N + 1

«Диалоги», «Государство» и «Законы» Платона

Четвертый текст проекта «Удаленное образование» мы посвятили Платону — идеологу ликбеза и стороннику повторения, который считал, что во главе государства должен стоять педагог.

Проект «Удаленное образование» создается при поддержке АНО «ИРИ».

Платон (427 – 347 до н. э.) сыграл важную роль в развитии образования Древней Греции. В отличие от предшественников – Пифагора, Гераклита и Сократа (бывшего учителем Платона) – его сочинения сохранились полностью.

Педагогическая деятельность занимала если не всю, то важную часть жизни и размышлений Платона. Даже в знаменитом мифе о пещере – притче о людях, заключенных в мрачную пещеру, есть педагогическая идея. Те люди видели лишь отражение на стене, но не сами вещи. После освобождения от оков, выйдя из мрака заточения, они могли познать свет истинных знаний. Их получение – труд избавления от цепей предрассудков.

Платон не оставил текстов, посвященных только образованию. Но вопросы воспитания он довольно широко затрагивал и разбирал в «Диалогах» и трактатах «Законы» и «Государство». Воспитание он считал фундаментом жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет... весь его будущий путь».

Заниматься воспитанием, как считал философ, нужно как можно раньше. Так как, во-первых, «во всяком деле самое главное – это начало, в особенности если это касается чего-то юного и нежного». Во-вторых, воспитание – «могучий способ формирования личности». Также большое значение Платон уделял самопознанию и самосовершенствованию: «Быть обманываемым самим собою — хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом».

Он основал в Афинах «Академию» – древнегреческую гимназию. Она более тысячи лет выпускала учеников. Платон ратовал за разностороннее воспитание для всех. В классах было разделение на старших и младших. Основным методом обучения была диалектика – способ обучения с помощью диалога и дискуссии с учеником.

В программу «Академии» была включена математика, астрономия, грамота, философия и трудовая подготовка.

«Стар и млад должны по мере сил получить образование», – писал философ. В программе воспитания Платон продолжал афинскую педагогическую традицию – обеспечить «для тела гимнастику, для души музыку». Гимнастика выступает как подготовка к обучению наукам.

В системе Платона с 6 до 12 лет дети при государстве должны учиться читать, писать, считать, а в дополнение еще петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет – заниматься физическим воспитанием. С 16 лет молодые люди начинали изучать геометрию, арифметику и астрономию. С 18 до 20 лет – получали военную подготовку. На этом этапе у тех, кто должен был стать воином, ремесленником, земледельцем и купцом, образование заканчивалось. Остальные до 30 лет могли изучать философию, развивать мышление и готовиться к государственной деятельности. В идеальном обществе, описанном Платоном в «Законах», главенствующим человеком государства должно быть лицо, отвечающее за образование.

Личность воспитателя он описывал так – этот человек должен помогать ученику в преодолении отрицательных черт. Реализовать должное воспитание способен только человек, стоящий «на пороге мира идей», то есть учитель в возрасте. И обучение будет эффективно, только если между учителем и обучающимся существует «платоническая любовь» – глубокая духовная связь.

Платон считал, что процесс обучения следует строить, учитывая склонности ученика, давая ему «свободу призвания». И на их основании важно обязательное повторение: «Я... утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться... Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю... И воспитатель должен каждому из них дать небольшие орудия – подражания настоящим».

Отголоски мыслей Платона можно услышать в педагогических высказываниях утопистов, таких как Т. Мор, К. А. Сен-Симон, Р. Оуэн. Его влияние прослеживается и у Ж.-Ж. Руссо, который писал: «Хотите получить представление об общественном воспитании, прочтите… Платона».