Pink Floyd. Wish You Were Here. Этими двумя предложениями можно было бы начать и закончить. Ни дать ни взять...
Писать о том, что это наикрутейшее творение наикрутейшей группы смысла нет. Всем всё ясно... и уже давным-давно... От себя скажу, что может это и не самый лучший альбом Pink FLoyd, но лично я слушаю его чаще других.
Я хотел бы поделиться с Вами своими впечатлениями от прослушивания различных изданий этого альбома. Речь идёт только о вариациях на CD-дисках. Винил оставим для других каналов.
А изданий и переизданий на CD было очень большое количество. И я больше чем уверен, что будет ещё столько же :-) Здесь и ремастеры и оригиналы. И все они разные... А вот насколько разные ? Попробуем выяснить. Охватить все не получится, но хотя бы некоторые...
Краткая историческая справка об альбоме. Релиз увидел свет 12-го сентября 1975-го года. На CD он впервые вышел, если мне память не изменяет, в 1982-м году в Японии, а на родине Пинков в 1984-м. Первый ремастер этого альбома засветился в 1992-м году. Ремастеринг для него делал Doug Sax. Позже над переизданиями уже трудился James Guthrie. "Wish You Were Here" есть и в Hi-Res в виде SACD-издания и в виде PCM 24/96. И они так же имеют свои различия.
Итак, сравнивать будем следующие варианты: 1st UK 1984, Immersion Box Set 2011, SACD 2011 (CD-слой), MasterSound USA 1994 и Japan 1998. А за одно послушаем и Hi-Res 24/96. Будет ли он круче или это качество будет не заметным ?
Все эти диски я слушал и ранее и впечатления уже сложились. Но попробуем, так сказать, прямое сравнение. Берём песню с каждого диска, делаем одинаковый по времени отрывок, выравниваем по громкости и слушаем. А позже можно глянуть и на их спектрограммы в аудиоредакторе. Но перед всеми процедурами снимем замер динамического диапазона первого трека с каждого диска.
Итак, 1st UK Release 1984-го года. DR заглавной песни равен 13. Напомню, что Dynamic Range выражает степень отклонения сигнала от среднего в пределах трека или альбома. Чем эта цифра ниже, тем хуже - это значит, что сигнал сильно подвергся динамической компрессии. Как правило, все современные записи имеют низкое значение.
Теперь издание Immersion Box Set 2011-го года. Тут DR равен 11. Чувствуется бережное отношение к оригиналу. Ремастеринг - James Guthrie и Joel Plante.
Время замерить CD-слой SACD 2011-го года. Я думал, что всё будет одинаково с Immersion, так как, над ним трудились те же персоны, но нет, мастеринг тут разный. DR тут равен 12. Нормально получилось.
Теперь издание MasterSound 1994-го года. Технология SBM - Super Bit Mapping. Суть технологии проста. Аналог (мастер-лента) оцифровывается с 20-ти битным разрешением. Такая фишка была на некоторых DAT-деках от Sony. И вот тут по-громче уже. DR равен 10. Над мастерингом работали Doug Sax и James Guthrie.
И остался у нас релиз из Японии 1998-го года. Мастеринг делал Doug Sax под присмотром Guthrie :-). И здесь DR равен 10.
Итак, я взял последнюю песню с альбома "Shine On You Crazy Diamond", вырезал 8-ю часть, сделал её длиною 1:45 и так проделал с каждым изданием. Выровнял все треки по громкости. Редактор для этих дел я использовал SoundForge 10-й версии. Уже много лет работаю с этой программой и она меня полностью устраивает.
Что интересного выявилось в процессе редактирования ? Ну, во-первых, это то, что на изданиях MasterSound, SACD (CD-слой) и Hi-Res фаза инвертирована относительно первого UK-издания. А во-вторых, некоторые релизы записаны с разной скоростью. Да-да, скорость на доли секунды отличается.
Далее, спектрограммы я смотрел уже в Adobe Audition. Что можно тут сказать?
Как и следовало ожидать, на 1st UK-издании пики подрезаны, это не удивительно, раньше так оцифровывали. Далее посмотрим на релиз Immersion 2011. Здесь уже полный спектр для компакт-диска.
Ок. А теперь глянем на SACD (CD-слой) того же года. По идее ничего не должно поменяться, ведь мастеринг делали те же люди. Но нет, они разнятся, хотя и не сильно это и заметно...
Далее идёт MasterSound 1994.
А вот и Япония 1998-го года.
А сейчас Hi-Res, но я его конвертировал в 16-44.1 для наглядности.
И какие можно сделать выводы? Ну, на мой взгляд самые яркие спектры у издания MasterSound 1994-го года. Выявить это просто. Так как все файлы одинаковые, просто переключаешься на разные треки в аудиоредакторе и изменения сразу видно. Но странно другое, что, например, некоторые издания отличаются друг от друга, хотя вроде бы и не должны. Immersion, SACD (Cd-слой). Мне думалось, что они должны быть одинаковыми, хотя бы потому, что это один и тот же год и мастеринг делали одни и те же господа. Ближе всех к первому UK-изданию подобрался 16/44.1, конвертируемый из Hi-Res 24/96. Очень они уж похожи...
А теперь гляньте на спектрограмму самого Hi-Res 24/96 (Original Stereo Mix). Пики даже чуть выше 30 kHz. Так писала плёночка в те далёкие годы...
Если говорить о субъективном мнении от прослушивания, то оно у меня сложилось уже давно. Из вариантов CD-дисков этого альбома мне по душе первое издание UK 1984-го года. Оно звучит более благозвучно для меня. Мне нравится слушать именно его. Звук просто приятней, чем на других релизах. Но, что хотелось бы отметить, так это то, что ремастер Immersion 2011-го года сделан очень хорошо, очень бережное отношение к музыкальному оригинальному материалу. SACD (CD-слой) тоже не плох. Издания MasterSound 1994-го и издание из Японии 1998-го года чуть выпадают из этого ряда, здесь явно поигрались эквалайзером и цифровой привкус тут ощущается.
А вот что касается Hi-Res 24/96, то тут не всё так однозначно как думается. Слушая в наушниках B&O H4 с Asus, разницу я слышу.
А вот на стационарной системе не всегда. В слепом тесте различия между 24/96 и 16/44.1 ощущаю не каждый раз. Не знаю с чем это связано...
Вообще, хочу сказать такую крамольную вещь - лично мне мастеринг этого альбома не очень-то нравится. Это касается и первых CD и Hi-Res последних лет. Может винил звучит лучше? Не знаю... Этот вопрос хотел бы задать владельцам первопрессного винила. Как он по сравнению с тем же Hi-Res 24/96 ?
Слушайте, а правда, что почтовую открытку, которая входила в комплект, так никто и не отправил???