Найти в Дзене
Петр Власов

Гражданская война в Испании. Итальянские асы

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

По итальянским данным в ходе боев в Испании пилоты «Авиационного легиона» одержали 903 воздушные победы, и еще 40 республиканских самолетов были ими уничтожены на земле. Для сравнения — на счету пилотов немецкого «Легиона «Кондор» было 314 побед, а на счету испанских пилотов авиации Франко — 176.

Однако необходимо отметить, что в итальянском «Легионе» не велся учет личных побед пилотов, и потому не существует никаких официальных списков итальянских асов периода гражданской войны в Испании. В журналах боевых действий эскадрилий указывались имена всех летчиков, участвовавших в бою, и все они считались одержавшими победу, даже если ни разу не попали в цель. Вероятно, эта система и стала главной причиной появления такого большого числа побед.

Современные исследователи также значительно расходятся в оценке действительного количества республиканских самолетов, сбитых итальянскими пилотами, называя цифры от 205 до 500. Единственное, что не вызывает сомнений, — это цифры общих потерь республиканской авиации. С июля 1936 г. по март 1939 г. из 2.461 самолета, имевшегося в распоряжении республиканцев, 1.920 были сбиты, уничтожены на земле или потеряны в результате аварий; после поражения республики 210 самолетов сумели перелететь во Францию или в принадлежавший ей Алжир, а 331 в качестве трофеев достался франкистам.

Учитывая, что в итальянской авиации не велся учет личных побед пилотов, представленный ниже список лучших итальянских асов - участников испанской гражданской войны - является довольно условным. Вряд ли он достаточно достоверно отражает реальную градацию лучших пилотов ВВС Италии 30-х годов.

BONZANO Mario (15 побед)

Новейший итальянский истребитель Fiat G.50,  на котором Марио Бонцано воевал в Испании
Новейший итальянский истребитель Fiat G.50, на котором Марио Бонцано воевал в Испании

Марио Бонцано уже до прибытия в Испанию получил боевой опыт во время войны с Эфиопией, во время которой руководил эскадрильей; за успехи в той войне был удостоен двух Серебряных и одной Бронзовой медалей «За воинскую доблесть».

В Испанию Бонцано прибыл в июле 1938 года; поначалу руководил 18-й эскадрильей из XIII истребительной группы, а в январе 1939 принял командование (в рамках той же группы) над экспериментальной эскадрильей, проводившей боевые испытания нового итальянского истребителя Fiat G.50. Исследователи приписывают Марио Бонцано 15 воздушных побед в Испании (правда, в некоторых исследованиях утверждается, что из них только 1 личная, а 14 – групповые). За свою деятельность в Испании Бонцано получил третью Серебряную медаль «За воинскую доблесть», звание майора и назначение на должность командира истребительной группы. В годы 2-й мировой войны Марио Бонцано принимал участие в Битве за Англию, в Африканской кампании, а в конце войны в звании подполковника служил в авиации Итальянской социальной республики, сотрудничавшей с немцами.

Михаил Зефиров в книге «Союзники Люфтваффе – Италия» утверждает, что в ходе 2-й мировой войны Бонцано одержал еще две победы. Но сколько же всего побед Марио Бонцано имел в реальности, не ясно. В одних книгах Бонцано преподносится чуть не как лучший ас Италии – 1-е место в Испании (15 побед) и 7-е место во 2-й мировой войне (14 побед). В других утверждается, что почти все его победы - «дутые». Кто прав – утверждать сложно. Ведь в итальянских ВВС подсчет личных побед не велся не только во время войны в Испании, но и до самого конца 2-й мировой, а списки асов Италии – это послевоенные попытки исследователей хоть как-то прояснить картину. Однако то, что Бонцано был заслуженным летчиком, подтверждают полученные им четыре Серебряные медали «За воинскую доблесть» и Военный орден Савойи.

MANTELLI Adriano (15 побед)

-3

Адриано Мантелли входил в первую группу итальянских летчиков, прибывших в Испанию в августе 1936 года; он участвовал в боях до лета 1937, после чего вернулся в Италию. Первую победу заявил 8 сентября 1936, последнюю – 18 февраля 1937. Почти все заявленные им как сбитые самолеты были безнадежно устаревшими машинами, неспособными на равных противостоять итальянскому истребителю Фиат CR.32 Мантелли (Ньюпоры-52, Девуатины 371, Бреге-19, Поте-540). Тем не менее, 2 ноября 1936 Мантелли удалось перехватить и уничтожить новейший республиканский скоростной бомбардировщик советского производства СБ-2. В годы 2-й мировой войны Адриано Мантелли служил летчиком-испытателем, и в боях не участвовал.

di MONTEGNACCO Bruno (14 побед)

-4

Бруно ди Монтегначчо тоже входил в первую группу итальянских летчиков, прибывших в Испанию в августе 1936 года. Он участвовал в испанской гражданской войне до августа 1937, и был награжден Серебряной медалью «За военную доблесть». Исследователи приписывают этому летчику 14 личных побед.

Бруно погиб в Италии в авиакатастрофе 13 апреля 1938 г.: во время отработки группового пилотажа произошло столкновение самолетов ведущего группы капитано Бруно Брамбиллы и соттотененте Ди Монтегначчо, занимавшего позицию слева от него. Оба самолета, потеряв управление, свалились в штопор. Затем Брамбилле удалось выровнять самолет и выпрыгнуть с парашютом, купол которого раскрылся всего в нескольких метрах над землей. Ди Монтегначчо, видимо, в момент столкновения был тяжело ранен или сразу погиб, поскольку его CR.32, так и не выходя из штопора, рухнул на землю.

PRESEL Guido (12 или 13 побед)

-5

Сержант Гуидо Презел прибыл в Испанию в августе 1936 в составе второй группы итальянских летчиков. Первую победу одержал 25 сентября 1936, последнюю – 4 июня 1937 г. Всего на его счету от 10 до 12 воздушных побед, из которых не менее пяти – истребители советского производства И-15, по боевым возможностям не уступавшие Фиату CR.32.

Гуидо Презел погиб 5 июня 1937 г. в воздушном бою. При налете на республиканский аэродром Сан-Хуан де Соморростро он уничтожил на земле 2 И-15 (один из них в это время пытался взлететь, из-за чего некоторые исследователи приписывают его Презелу, как 13-ю победу). Но затем в завязавшейся воздушной схватке CR.32 Презела был сбит истребителем И-15 в 26 км северо-западнее Бильбао. Как впоследствии установили итальянцы, Гуидо был убит сразу: пули пробили ему бок и горло; неуправляемый Фиат упал в море. Посмертно летчик был награжден Золотой медалью «За военную доблесть».

NOBILI Guido (10 побед)

-6

Вступивший в итальянские ВВС в 1929 г Гуидо Нобили к началу войны в Испании дослужился до звания капитана. Он прибыл в Испанию в октябре 1936 г, и вскоре возглавил 2-ю истребительную эскадрилью Фиатов CR.32. Первую, вероятную воздушную победу капитан Нобили одержал 13 ноября 1936 (И-15, вероятное уничтожение), а первую подтвержденную победу – 19 ноября (И-15, над Мадридом). Последнюю, точно подтверждаемую победу Нобили одержал 5 января 1938 г.: сбил республиканский штурмовик Р-Z(6-я победа). Даты и обстоятельства уничтожения других самолетов неизвестны, хотя сегодня итальянские исследователи приписывают капитану Нобили 10 воздушных побед в Испании.

Командир 5° Stormo Assalto тененте-колонелло (подполковник) Гуидо Нобили погиб 10 июля 1943, когда его истребитель Re.2002 во время налета на порт Аугуста на Сицилии был сбит «Спитфайрами» из 229-й эскадрильи RAF.

Гражданская война в Испании: истребители республиканцев (иностранного производства)

Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.): истребители франкистов

Гражданская война в Испании: истребители республиканцев (советского производства)

Гражданская война в Испании: лучшие асы испанских националистов

Гражданская война в Испании: испанские асы-республиканцы

Гражданская война в Испании. Немецкие асы Легиона «Кондор»

Гражданская война в Испании. Советские асы-интернационалисты

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме военной истории.