Найти в Дзене

Рисование - способ развития познавательного интереса детей с ментальными нарушениями

Оглавление

1. Детский рисунок - стереотипный, наивный, но…

В стереотипных детских рисунках можно тоже наблюдать способность к творческой экспрессии. Детский изобразительный продукт может стать первым шагом на пути к организации, упорядочению внутреннего состояния хаоса, замешательства и тревоги. А также защитой от угрозы надвигающегося страха.

Маша В., 7 лет, с расстройством аутистического спектра, невербальная.

У нее были серьезные эмоциональные нарушения. Она примитивно схематично, но старательно рисовала дом, дерево, потом все неаккуратно закрашивала не соблюдая контур, при этом сильно надавливала на карандаш, потом, если ее не остановить, она могла продолжительно бесцельно водить карандашом по рисунку, не обращая никакого внимания на ранее нарисованные дом и дерево. На следующем чистом листе у нее появлялись такие же дом и дерево.

Защитные двигательные ритуалы помогали ей справится с тревогой и страхом.

В то же время она принимала помощь взрослых и пыталась научиться рисовать что-то новое. Успокаивалась во время рисования.

2. Навык рисования – ориентир для поиска равновесия

Постепенно, с помощью творческих занятий девочка научилась рисовать птицу, добавила солнце, дорогу. Овладела новыми схемами. Конечно, для нее эти объекты были условными обозначениями. Из-за нарушения восприятия, приступов сильной тревоги и страха, осмысленное обучение было затрудненно. Работы были все равно однотипными, скудными, в них не было никакой художественной ценности. Тем не менее они служили важной цели помочь найти равновесие.

В ее стереотипном рисунке был некий порядок, к которому стремился ее фрагментарный внутренний мир.

3. На каждом занятии в ее рисунок добавлялось что-то новое

Дом, теперь не в воздухе повисал, а стоял на земле, вокруг дома росла трава. Появились линии-река, время года-лето, а значит яркое солнце и так далее…Этот рисунок оставлся схематичный, но работа получилась осмысленной, целостной. на вопросы «На чем стоит дом» она указывала на нарисованную землю, «Какие признаки лета», девочка указательным жестом показывала траву и солнце и т.д. она ориентировалась в своем простом изображении.

-2

Маша, 7 лет

4. Способность выражать образы и представления ведет к скачку - в осмыслении и отображении внутреннего мира

Теперь ее рисунки не просто бесплодное повторение, которые мы называем стереотипами. У ребенка на этапе занятий развивалась способность выражать образы и представления. Он был способен фокусироваться на конкретных формах и совершил скачок в осмыслении и отображении сложного внутреннего мира. Конечно, основные паттерны изображения остаются теми же, но работы, несмотря на схематичность и повторяемость, теперь наполнены жизненной силой.

-3

#образование

#воспитание

Пишите, делитесь своими наблюдениями!