Вы удивитесь, но это факт...
За последние 30 лет арабские монархии Персидского залива стали прочно ассоциироваться у всех со словами: «благополучие», «богатство» и «роскошь». С ростом мировых цен на нефть местные элиты стали жить по принципу «ни в чем себе не отказывай». Если машина — то «Ламборджини», если столовый прибор или унитаз — то из чистого золота, а если танк — то тоже самый дорогой и навороченный. И лучше не один, а пару тысяч. Однако в реальном бою армии этих "золотых" государств оказываются крайне неэффективными. А вот почему так происходит, давайте разбираться.
Толпа людей — еще не армия.
Один мыслитель времен античности написал, что толпа также напоминает армию, как груда камней — дом. Эта древняя истина с годами не потеряла своей актуальности, а только приобрела новое значение. А сейчас можно сказать, что толпа экипированных по последним стандартам людей — это далеко не армия. Потому что не деньги воюют, а люди. Но для целого ряда Арабских стран это не стало аксиомой. Наоборот.
Если взять совокупный военный бюджет Саудовской Аравии, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Кувейта, Бахрейна и Омана, то он почти равен двум военным бюджетам Индии или России. А численность населения всех этих стран совместно не превышают
численность населения некоторых штатов Индии или областей России. Численность их армий также крайне мала. Но вот расходы на эту "золотую" армию просто астрономические.
Куда же уходят эти огромные средства? Естественно на покупку новейшего вооружения! Например, Саудовская Аравия имеет на вооружении от 400 до 500 американских танков Abrams M1A2S в комплектации, приближенной к стандарту армии США. Еще 200 «Абрамсов» стоят на вооружении армии Кувейта. В армии ОАЭ — более 400 французских танков «Leclerc». Сухопутные силы Омана вооружены самыми современными танками британского производства — «Challenger 2». В Катаре скоро появится первая партия самых современных турецких танков «Altay».
Аналогично обстоит ситуация с авиацией, системами ПВО, легкой бронетехникой и другими видами вооружений. Тут действует простой принцип - "покупай все самое дорогое, лишь бы сосед завидовал. Такой же принцип откровенного транжирования денежных средств четко прослеживается у них и в футбольной тематике. Лидеры этих арабских стран считают, что достаточно построить современные дорогие стадионы, пригласить самых дорогих легионеров, создать им райские условия и они непременно начнут выигрывать. Но как известно, помним, что в футбол не играют деньги...
Так же получается и с армией этих нефтяных стран. Крайне дорого в эксплуатации, очень богато и крайне неэффективно. С военными успехами у арабов — все очень плохо.
Исторический пример — знаменитый теракт в Мекке 20 ноября 1979 года. Для того чтобы отбить у террористов главную святыню мусульман, саудовским властям в итоге пришлось просить помощи у Франции, которая прислала свой спецназ. Местные силы правопорядка оказались не готовы к выполнению таких задач.
Самый свежий пример — война в Йемене, где все арабские государства, за пять лет не смогли победить местных повстанцев-хуситов. Саудовская "армия" не в состоянии победить бедуинов в юбках, которые жгут танки за десятки миллионов долларов при помощи обычных зажигалок.
Но почему же так получается?
Танки купили, воевать не купили.
Еще до недавнего времени армии арабских монархий, живущих на нефтяных вышках, считались одними из самых сильных в мире. Они демонстрировали неплохие результаты на военных учениях. А потом весь мир увидел их "реальную" мощь, когда 21 февраля 2015 года в Йемене был свергнут президент Абд-Раббу Мансур Хади. К власти пришло правительство во главе с лидерами движения «Ансаралла (те самые хуситы).
Президент страны бежал в Саудовскую Аравию и запросил помощи у Лиги арабских государств. Саудовские власти откликнулись на призыв и создали арабскую коалицию, куда в первую очередь вошли арабские монархии. Ожидалось, что война продлится недолго и завершится тотальным разгромом необученных повстанцев. Но все оказалось ровно наоборот.
Повстанцев арабы все таки потеснили, но это далось их ценой огромных человеческих жертв и потерей огромного количества бронетехники, вооружения и амуниции. В общем эта "маленькая", но отнюдь не победоносная война наглядно показала истинное лицо арабских армий.
Наемники.
Самая основная причина военных неудач армий арабских государств — плохое комплектование. А если по-простому, то армии этих монархий состоят полностью из наемников не самого лучшего качества.
Причин тому две.
На землях современных Катара, Омана, Кувейта или ОАЭ почти не осталось местного населения, а большинство людей, проживающих здесь, — это бесправные мигранты. Богатые же жители этих стран не спешат воевать. Поэтому была сделана ставка на наемников. А это чаще всего жители бедных арабских государств: Пакистана, Бангладеш и даже стран Латинской Америки.
Огромные человеческие потери в войне с Йеменом привели к тому, что власти ОАЭ стали набирать солдат из числа бедных местных жителей, что привело к волнениям в эмиратах — Шардже и Фуджейре. Местные жители возмутились тем, что от них требуют гореть заживо в бронемашинах, пока соотечественники из Абу-Даби и Дубая разъезжают на спорткарах с кондиционером. Знакомая картина, не правда ли?
У такого подхода к комплектованию есть своя логика. Мол, зачем погибать жителям страны, когда есть наемники? Только проблема в том, что наемники эти не самого лучшего качества, да и не они горят желанием умирать за чужую страну. В отличие от йеменцев, которые воюют за свои дома и потому стоят насмерть, наемники чаще сбегают с поля боя и бросают самое дорогое оружие.
При этом существует парадокс. Если к комплектованию внешней армии арабы относятся откровенно наплевательски, тот вот к формированию так называемых внутренних войск очень даже хорошо. Национальную гвардию арабы холят и лелеют, видимо потому, что усмирять бунты и восстания внутри страны гораздо проще, чем штурмовать хорошо укрепленные крепости на территории врага.
А между тем внешние угрозы никуда не подевались. И если вдруг страны НАТО захотят свергнуть очередной режим среди этих монархий, то им это не составит большого труда.
Спасибо за внимание. С уважением, ваш Владимир Дроздовский!