Найти тему
дневник ролевика

"Всегда под рукой": как хранили оружие на русском флоте 200 лет назад

В одной из недавних статей поднимались вопросы сбережения оружия на флоте от ржавчины, весьма актуальные на флоте в прошлом - поскольку вплоть до XX века, и даже некоторое время спустя после его наступления абордаж считался, в общем-то, вполне вероятным делом. Даже экипажи первых русских броненосцев - казалось бы, а им-то зачем? - в обязательном порядке оснащались личным огнестрельным и холодным оружием на случай абордажного боя.

Логично теперь рассмотреть - а как это оружие вообще хранилось?

Приведенная ниже информация актуальна на XIX век для русского флота. В некоторых европейских флотах места хранения были иными - например, между шпангоутами, но тоже удовлетворяющими общему правилу "оружие всегда должно быть под рукой".

В состав "абордажных арсеналов" на военном корабле входили:

  • ружья и штуцера, впоследствии - винтовки;
  • мушкетоны (отменены ближе к концу XIX века);
  • пистолеты;
  • топоры (интрепели);
  • тесаки и палаши.

В некоторых случаях могли использоваться и абордажные пики.

Все это стреляющее, рубящее и колющее добро распределялось по штату между матросами (морской пехоты в это время не существовало, ее отменили ранее). Матросы делились на несколько отрядов, каждый из которых в случае абордажа (либо собственной атаки, либо отражения атаки противника) должен был выполнять свою, четко определенную задачу. Одна партия шла в ближний бой, другая обеспечивала, при необходимости, ей поддержку (всех сразу в бой бросать не полагалось, поскольку пушки и паруса тогда останутся без обслуги), на третьей "висело" огневое прикрытие, и т.п. По действующим уставам и инструкциям действия каждого матроса в случае ближнего боя были расписаны от сих до сих, максимально подробно. И вбивались в моряцкие головы они так же четко, как в пехоте - строевые команды.

Большая часть оружия хранилась открыто, на палубах, непосредственно в пределах досягаемости личного состава.

Ружья и штуцера размещались в специальных стойках-пирамидах вокруг мачт, а также вдоль каютных переборок. Если это ружья гребцов (например, гребных катеров) - то в ящиках под банками (сиденьями). Мушкетоны хранились отдельно от ружей, обычно на верхнем деке, тоже в ящиках. Это связано с тем, что мушкетонами вооружались особые партии, чье место по штатному расписанию находилось как раз на верхнем деке.

Одна пирамида (очень похожая на современные) была рассчитана на 10 ружей. В ней также имелось 4 ящика для различных принадлежностей - шомполов, кремней и пр. Также в пирамидах иногда размещались палаши и штыки - вертикально, острием вниз. Палаши хранились, разумеется, в ножнах, обработанных специальным антикоррозийным составом.

Всякая мелочь - пистолеты, палаши, топоры, тесаки - обычно ждали своего часа в креплениях на внутренней стороне борта вблизи каждого орудия - так, чтобы расчет мог быстро оружие разобрать. Иногда их тоже размещали в пирамидах. А вот пики подвешивались на рострах вместе с запасными гафелями, стеньгами и прочим запасом такелажных "запчастей".

Только небольшая часть оружия хранилась в корабельном арсенале.

-2

С порохом обстояло иначе. Рядом с ружьями и мушкетонами размещался только небольшой запас пороха и пуль, на первое время боя. Основной запас был в крюйт-камере - наиболее защищенном помещении. Порох, во-первых, чувствителен к отсыреванию и не любит открытого пространства, во-вторых, на деревянном корабле вскоре после обстрела может начаться пожар. Как пойдут вспыхивать бумажные патроны с порохом, так только держись...

Ружейные патроны помещались в деревянные ящики с медными прокладками внутри. Картузы с пушечным порохом - тоже в ящиках, обмазанных смесью из 1/3 воска и 2/3 сала. После того, как на вооружение стали поступать капсюли, а позднее - унитарные патроны, их было предписано хранить отдельно - в помещениях строго ниже ватерлинии, далеко от крюйт-камеры, но при этом оборудованы места хранения патронов должны были так же, как и крюйт-камера. Она всегда являлась одним из самых защищенных мест на корабле - имела усиленные стены и дверь.

Выдача капсюлей и унитарных патронов осуществлялась перед предполагаемым боем. На всякий случай напоминаю, что в то время (последняя треть XIX века) опасности неожиданного нападения на корабль каких-нибудь пиратов или просто диверсантов на Черном море и на Балтике практически не было (а на других морях у России еще не было эскадр). Пиратов - просто потому, что их это время и в этом месте не было вообще, диверсантов - так отсутствовали в любых армиях того времени какие бы то ни было "морские дьяволы"...)

Источник - Суханов, "Абордажное оружие"