В то время, когда ни США, ни Япония формально ещё не вступили в войну, интересные вещи творились. СССР и Британия уже сражались с немцами, а Япония, союзник Германии по Тройственному пакту, оставалась по отношению к СССР нейтральной.
Американцы пока тоже изображали нейтралитет, но 2 сентября 1940 года после нескольких месяцев торга было оформлено англо-американское соглашение о передаче Соединенными Штатами Англии 50 старых эсминцев, 20 торпедных катеров, 150 самолетов, 250 тыс. винтовок в обмен на восемь баз. А 11 января 1941 г. правительство США внесло на рассмотрение конгресса проект закона об оказании помощи государствам, борющимся против фашизма, на основе принципа аренды или передачи взаймы оружия и стратегических материалов (Ленд-лиз). Интересно высказался в это время американский профессор Т. Бейли: «Правительство предложило эту меру вовсе не потому, что Англия заслуживала нашей помощи, а из чисто эгоистических побуждений. Мы дадим возможность Англии воевать (нашим оружием) до последнего английского солдата, а тем временем останемся нейтральными и будем процветать»(Важнейшие решения. Перевод с английского. М., 1964, стр. 59.)
Знакомая песня, не так ли?
В августе 1941 года Черчилль и Рузвельт встретились в Ардженшии (Ньюфаундленд). Во время этой встречи начальники штабов двух стран обсудили планы участия кораблей США в охранении конвоев, перевозивших военные грузы с американского континента в Британию. Американские военные корабли патрулировали западную Атлантику и при обнаружении немецких подлодок наводили на них британские и канадские корабли. Первый обмен ударами с немцами произошёл 4 сентября 1941 года, когда U-652 была атакована британским самолётом, сбросившим 4 глубинных бомбы, а потом наведшим на лодку американский эсминец "Грир".
"Слушай. Обидно, клянусь! Обидно, ну! Ничего не сделал, да— только вошёл" ...в гидроакустический контакт и начал отслеживать лодку. А та решила, что это он бомбы сбросил и атаковала его торпедой, но не попала. Тут он ещё больше обиделся и угостил лодку 19 глубинными бомбами, а та пульнула ещё одну торпеду. Всё без толку, но Рузвельт использовал это событие в своей кампании, чтобы убедить США начать войну против Германии, и с этого момента «необъявленная война» между подводными лодками и эскортом США резко обострилась.
В октябре 1941 года конвой SC 48 охраняли уже 5 американских эсминцев. 16 октября эсминец USS Kearny получил в борт торпеду от U-568, 11 человек убиты и 22 ранены, правда, его удалось отбуксировать в порт:
Это команда лодки, в центре её командир капитан-лейтенант Иоахим Пройс:
И пошло-поехало, формально Германия и США пока не в состоянии войны, а уже 30 октября потоплен эсминец «Рубен Джеймс», число жертв 115 человек. После потопления «Рубена Джеймса» начальник штаба ВМС США адмирал Гарольд Старк (Harold Stark) заявил: «Знает это наша страна или нет, но мы ведём войну».
Только 7 декабря США официально вступили в войну против Японии после нападения на Пёрл-Харбор, а 11 декабря Германия и Италия также объявили войну американцам.
Но между Японией и СССР сохранялся нейтралитет, что не мешало взаимно отправлять на дно суда "партнёра". 12 июля 1941г. нарком ВМФ Н. Кузнецов издал приказ о введении в действие утвержденного в начале 1941 г. оперативного плана постановки до 30 июля минных заграждений у советских берегов в Балтийском, Баренцевом, Белом и Черном морях, а также в морях Тихого океана у Владивостока, Владимир-Ольги, Советской Гавани и Петропавловска-Камчатского.
Уже 5 сентября заместитель министра иностранных дел Японии Э.Амау заявил протест посольству СССР в связи с гибелью японского рыболовного судна, столкнувшегося с плавучей миной в Японском море, и потребовал как возмещения ущерба, так и отмены ограничительных зон. Наши ответили: какие ваши доказательства, что это наши мины?, и платить отказались.
5 ноября японский пароход «Киби-мару» на пути из Кореи в порт Цуруга столкнулся с плавучей миной на 40°41' северной широты и 131° восточной долготы и пошел на дно со 156 пассажирами. Советская сторона заявила, что при отрыве от минрепа и дрейфе советские морские мины автоматически становятся безопасными, и высказала предположение, что «Киби-мару» был потоплен немецким военным судном, хотя нашему представителю Сметанину были также вручены акт об извлечении из тел пассажиров осколков, которые не оставляли сомнений в принадлежности к боеприпасам советского производства.
Надо сказать, что в морях Тихого океана было выставлено 10 893 мины, больше, чем выставили в 1941 г. Черноморский и Северный флоты (соответственно 7846 и 1040 мин), и немногим меньше, чем Балтийский флот (12 047 мин). После тайфуна плавучие мины были выловлены в районе гибели «Киби-мару», у берегов Северной Кореи, Южного Сахалина и даже в Сангарском проливе, погибли ещё одно японское и корейское судно.
А что другая сторона? При захвате Гонконга огнём японской артиллерии был потоплен наш пароход "Кречет" . В ответ на протест советской стороны японцы ответили, что ̶Р̶а̶ф̶и̶к̶ ̶н̶е̶у̶в̶и̶н̶о̶в̶а̶т̶ а потопили его как раз англичане. 17 декабря 1941 г. у о. Борнео по пути из Владивостока в Голландскую Индию подвергся бомбардировке и затонул советский пароход «Перекоп» с 8 членами экипажа. 20 и 21 декабря 1941 г. к югу от острова Минданао жертвой бомбардировок стал танкер «Майкоп». Японцы честно признались, что в эти дни японская авиация бомбардировок вообще не проводила.
Лютовали на Тихом океане и "неизвестные" подводные лодки. Обычно в этой связи называются такие суда, как «Ангарстрой», «Кола», «Ильмень», «Белоруссия», «Обь», «Трансбалт». Традиционно в их потоплении обвиняли японцев. Однако К.Стрельбицкий, анализируя советские и американские данные, пришел к выводу, что это дело рук американцев.
Он перечисляет названия лодок, фамилии их командиров, места и обстоятельства, при которых наши суда были потоплены. Погибли 118 советских моряков.
Но не всегда наши транспорты выступали в роли беззащитных жертв.
Пароход ДВМП "Уэлен" во Владивостоке получил десять винтовок и два ручных пулемета и отправился в плавание по южным морям, где уже бушевала Вторая мировая война.
В феврале 1942 г. в Иране на "Уэлене" дополнительно установили крупнокалиберный пулемет "Шкода". Корабль оперировал в районе боевых действий, перевозя олово, вольфрам, молибден, свинец, алюминий, ртуть, каучук, сахар, муку, шерсть, автомашины, и поэтому на кормовой платформе "для острастки" моряки соорудили макет пушки, из бревна сделали ствол, вместо глубинных бомб прикрепили к бортам пустые барабаны из-под краски.
В апреле 1942 г. в Сиднее наконец удалось получить и установить старую трехдюймовую горную пушку 1908 г. выпуска. К пушке морякам выдали 60 снарядов.
16 мая 1942 г. в Тасмановом море в 56 км от Ньюкасла в ночное время "Уэлен" подвергся пиратской атаке подводной лодки. Она начала артобстрел судна.
Капитан "Уэлена" Николай Никитич Малахов вспоминал :
Первым заговорил пулемет матроса Павла Уткина. Он мог поразить прислугу орудия на лодке. Вслед за ним открыл огонь Ибрагим Симбердеев из крупнокалиберного пулемета трассирующими пулями. Короткая очередь по верхней части рубки лодки. Вторая короткая очередь по средней части, и третья — от носа до самой кормы вдоль всего корпуса лодки. Сорок бронебойных пуль попало в лодку.
Наши артиллеристы с нетерпением ждали, когда же лодка окажется в секторе обстрела. Наконец выстрел. Перелет. Лодка слишком близко. Второй выстрел. Снаряд попадает в основание рубки. Разрыв снаряда, огонь, столб воды, и лодка с бурлением быстро исчезает под водой. Молодцы артиллеристы! Судовое время 00 часов 20 минут. 17 мая 1942 г. Итак, 1 час 52 минуты продолжался бой с подводной лодкой".
В итоге лодке удалось скрыться. Пишут разное про неё, но стопроцентной уверенности, что это была за лодка, нет.
Вывод можно сделать такой - когда идёт война таких масштабов, никакой статус нейтральности ничего не гарантирует. Не потому ли у американских подводников был девиз: топи их всех!
----------------------------------------------------------------------------------------------
Как японский транспорт напал на свою подводную лодку и немного о японском хрене
История японской подводной лодки, по которой можно снять фильм не хуже, чем "Das Boot"
.............................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь