Наткнулся на интересный текст про то, как китайская компания LeEco заходила на российский рынок. По ходу прочтения материала создалось чёткая аналогия с Didi. Сейчас расскажу почему.
Что такое LeEco?
Компания была основана в 2004 году под названием LeTV. Компания разрабатывала онлайн-кинотеатр для китайского рынка. Затем в 2012 она начала выходить на другие рынки — LeEco начала производить телевизоры, смартфоны, велосипеды и так далее.
Как LeEco оказалась в России?
Это произошло в 2016 году и было максимально громко. Компания провела презентацию смартфонов Le 2 и Le Max 2, в которой участвовали Дмитрий Хрусталёв, Noize MC и Wylsacom.
Во время презентации глава российского подразделения поделился планами LeEco. Компания собиралась открыть 150-500 магазинов за 2 года, продавать воду из Байкала в Китае и купить Ivi, Okko и Megogo.
LeEco открыла первый магазин в «Атриуме» в 2016 году. На старт продаж выстроилась очередь, как за новым айфоном, но, на самом деле, толпа стояла не за смартфонами, а за за купонами на скидку в 5000₽ на них.
Что было дальше?
Как вы понимаете, ничего из планов не произошло. Российский офис планировал продать миллион устройств, но в результате разошлось чуть больше 20000 смартфонов. Магазин LeEco в «Атриуме» оказался первым и последним, а китайцы так и не попробовали воду из Байкала.
Дело в том, что у LeEco просто закончились деньги. Не только в России. Компания пыталась залить весь мир своими деньгами, но в итоге неудачно вышла на некоторые ключевые рынки, провалила несколько важных сделок и осталась в долгах. LeEco просто потратила все свои деньги, а новые не заработала.
Почему это похоже на Didi?
- Китайский агрегатор тоже пытается залить Россию деньгами. Постоянные доплаты, низкие тарифы, огромные инвестиции в рекламу, открытие офисов в новых городах. Не факт, что это окупится в ближайшее время и не утянет все деньги Didi.
- LeEco тоже активно закидывала покупателей промокодами, как это сейчас делает Didi с водителями и пассажирами
- Didi также долгое время не выходила за пределы Китая, а сейчас вышла сразу на несколько рынков с сомнительной экономической моделью
В общем, мне кажется, что сходство очень наглядное. Это не значит, что Didi обязательно умрёт, но из-за похожей стратегии я бы два раза подумал перед тем, как полагаться на китайскую компанию.
А что вы думаете по поводу этой истории?