Что делать, если заказов стало слишком много?
Каждый фрилансер проходит несколько стадий работы:
- Новичок получает минимум заказов, поначалу хватается за любые малооплачиваемые и объёмные заказы, работая на портфолио и репутацию.
- При достижении определённого уровня фрилансер получает возможность выбирать заказы, отказываясь от невыгодных.
- На определённой стадии он получает большое количество выгодных предложений и старается взять все для увеличения заработка. На этом этапе случаются «перегорания», свободное время отсутствует. Сотрудник забывает, что «всех денег не заработаешь» и сутками просиживает за компьютером.
- Справившись с третьим этапом, фрилансер выходит на идеальный баланс, научившись набирать нужное количество заказов и распределять время между отдыхом и работой.
Дальнейшая информация касается фрилансеров, застрявших на третьем этапе и подходящих к психологическому выгоранию.
Заказов слишком много: что делать?
Сложно удержаться от соблазна взять десяток заказов и получить круглую сумму, но понимание ограниченности ресурсов сил и времени приходит с опытом.
Что делать, если вы уже набрали слишком много заказов?
- От части можно отказаться (но это негативно влияет на репутацию исполнителя и рейтинг на бирже). Этот вариант используется в крайнем случае.
- Оцените объём работы и срочность исполнения. Распределите задачи по критерию «дедлайн – время, требующееся для выполнения», так вы определите рабочие приоритеты.
- Возьмите себя в руки и отмените все посторонние дела. Готовьтесь, что в ближайшие сутки вам придётся заниматься только работой, не отвлекайтесь на уборку, чтение полезной литературы и т.д. Для надёжности поставьте будильник для приёма пищи и перерывов, но остальное время уделяйте исключительно работе.
Понимая, что просрочка дедлайна неизбежна, заранее свяжитесь с заказчиком и объясните ситуацию. Большинство людей с пониманием отнесётся к ситуации, а если речь идёт о строгом соблюдении временных рамок, акцент на этом делается при постановке технического задания (вы заранее знаете, что этот заказ – особо срочный).
Как избегать повторения подобных ситуаций?
Набрав определённый опыт, фрилансер объективно оценивает количество заказов, которые он может «потянуть» единовременно. При отсутствии достаточного опыта следует самостоятельно оценить свои возможности. Находясь на втором этапе из списка выше, зафиксируйте время от начала решения задачи до завершения (не отвлекаясь) и ориентируйтесь на эти показатели при выборе заказов. В дальнейшем придерживайтесь этого срока (по мере накопления опыта задачи выполняются быстрее, но редко работа проходит безотрывно, так что срок останется прежним).
При наличии возможности самостоятельной постановки дедлайна берите время «с зазором», но выполнение начинайте в установленные сроки. Выполнив заказ своевременно, получите больше свободного времени и чистую совесть (или запас времени на доработки).
Заручитесь помощью коллег. Хотя фрилансеры, как правило, работают в одиночку, полезно иметь под рукой контакты других фрилансеров по вашей специальности для подстраховки. Делегируя заказы, времени на выполнение которых у вас нет, вы не ставите под угрозу интересы заказчика.
Важно! Для сохранения хороших отношений с заказчиком в будущем всегда оставайтесь на связи. Не игнорируйте рабочие вопросы: зная, что вы заведомо не успеваете, честно сообщите и попросите немного времени для завершения заказов, не списывая все на нерабочий интернет, проблемы с техникой и т.д. Вероятнее всего, вам пойдут навстречу.
Фрилансер несёт значительно больше ответственности, чем офисный работник, самостоятельно разрабатывая свой график и определяя объём работы. Это чувство временами приводит к попыткам взять слишком высокий барьер, особенно если заказы поступают после длительного «застоя». Распределяйте время разумно, чтобы удалённая работа приносила не только доход, но и удовлетворение.