Фирменный поезд «Красная стрела» знают все. Но менее всего известно его второе название – театральный или актерский. Поезд курсирует и по сей день между двумя городами. Из Москвы он идет под № 1, а из Санкт-Петербурга под № 2.
Впервые «Красная стрела» отправилась из Ленинграда с Московского вокзала 10 июня 1931 года в половине второго ночи. А на Ленинградский вокзал поезд прибыл в тот же день в 11 часов 20 минут. Это был рекорд эпохи – скорость поезда достигала почти 70 км/ч. Поговаривали даже, что такой график движения был утвержден самим Сталиным – чтобы его любимый певец Марк Рейзен мог с удобством для себя ездить из одного театра в другой.
Первоначальная окраска «Красной стрелы», состоявшей из дюжины деревянных вагонов, была синей, с 1949 года она стала темно-вишневой. Поезд насчитывал один спальный вагон, три мягких, семь жестких, один почтовый. «Красная стрела» преодолевала расстояние за восемь с половиной часов. С 1976 года ввели второй, аналогичный поезд, отправляющийся на четыре минуты позже. С 1965 года своеобразным сигналом к отправлению «Красной стрелы» стала мелодия Рейнгольда Глиэра «Гимн великому городу».
Кто только не ездил в этом поезде! Вечером актеры играли спектакли в своих театрах, затем на вокзал, утром – приехали! И не важно - в каком состоянии прошла ночь в поезде: работа есть работа. У многих известнейших актеров вся творческая жизнь прошла между двумя вокзалами, в дороге. Народный артист СССР Ефим Копелян, вышедший как-то утром на перрон Ленинградского вокзала, произнес фразу, ушедшую в народ: «Утро стрелецкой казни!». А все потому, что не всегда удавалось заснуть в купе, пусть и на семь-восемь часов.
Стресс, напряжение после спектаклей снимали традиционным русским способом. Не зря же Людмила Макарова - жена Копеляна, актриса и его коллега по Большому драматическому театру как-то сказала: «Красная стрела убивает артистов!». Убила она и Ефима Захаровича, скончавшегося в 1975 году в зените славы и актерской карьеры – в 62 года. Проводники «Красной стрелы» так любили своих звездных пассажиров, что, бывало, к отходу готовили им «подарочный набор», состоявший из бутылки водки «Столичная» со слезой и кастрюли вареных сосисок. И это был только первый заход, ибо в поезде имелся вагон-ресторан с неплохой кухней. Далеко не каждый артист готов был сидеть на диете…
Это был маленький фрагмент из моей новой книги "Повседневная жизнь Большого театра от Федора Шаляпина до Майи Плисецкой". Книга посвящена главному театру нашей страны и охватывает более чем столетие. Как попадали в театр и как из него уходили, как репетировали и ставили спектакли, как работали и отдыхали в квартирах и на дачах, чем болели и лечились, сколько зарабатывали и куда тратили, как выезжали на гастроли — эти и другие нюансы повседневной жизни вы найдете на страницах книги . Жизнь знаменитых певцов и артистов балета, известных дирижеров и музыкантов, главных режиссеров и художников, простых суфлеров и гримеров и даже зрителей из партера, царской ложи и галерки — все переплелось в этой необычной книге. А еще читатели узнают, кто такие «моржи», «сырихи» и «первачи», что означает «протырка», «кидон» и «щетина сцены», кто такие Вишня и Невыносимонов и как космические ракеты «бороздили» Большой театр...
Благодарю Вас за внимание, как пишут в таких случаях, не забудьте подписаться на мой канал и лайкнуть. 😊 С уважением, Александр Анатольевич Васькин - писатель, культуролог, историк Москвы и советской повседневности, автор и ведущий программ на радио "Орфей". Сайт: александр-васькин.рф , YouTube-канал: Александр Васькин Отрывки из моей книги я читаю на радио "Орфей" ежедневно - после 13.00 и 21.00 в программе "Закулисные истории". О других эпизодах из жизни Большого театра читайте здесь:
Поклонницы Лемешева: веник вместо цветов
Борис Покровский: "Я остался в дураках..."
Апельсин для Ольги Лепешинской