Найти в Дзене
Поэзия и музыка

Мир стоит на пороге большой войны

Оглавление

Впечатления после просмотра фильма «Подольские курсанты»

Кадр из кинофильма "Подольские курсанты"
Кадр из кинофильма "Подольские курсанты"

Хрупкость бытия

9 мая в России отмечали 76-ю годовщину Победы. Казалось бы, 76 лет в мире нет большой войны, исключая регулярно вспыхивающие то тут, то там локальные региональные конфликты типа Вьетнамской войны, развала Югославии или безумной мясорубки в Сирии. До сих пор, после применения ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки никто не рискнул сделать это повторно, хотя ядерный потенциал, накопленный сегодня в трех ведущих военных державах, необычайно велик. До сих пор странам, ведущим соревнование за обретение геополитического господства в мире, удается избежать прямого столкновения лоб в лоб, даже несмотря на то, что иногда на планете возникают внезапные обострения вроде Карибского кризиса. 76 лет каким-то невидимым высшим силам удается удержать враждующие между собой государства от сползания в пропасть взаимного уничтожения, но от одного осознания столь продолжительного относительно спокойного периода истории ЖИЗНЬ БЕЗОПАСНЕЕ НЕ СТАНОВИТСЯ. Тревога за то, что наш хрупкий мир когда-нибудь погрузится во всеобщий хаос из-за развязывания Третьей Мировой, все равно остается, особенно после просмотра таких фильмов, как «Подольские курсанты».

Отсутствие страха за жизнь

Главный вывод, который можно сделать из «Подольских курсантов», – это мысль о том, что МЫ окончательно ПОТЕРЯЛИ СВЯЗЬ с поколением людей, победивших в той войне. Страшно сказать, но скоро наступит такое время, когда в живых не останется ни одного ветерана, который своими глазами видел события тех лет и мог что-то рассказать подрастающим поколениям о Великой Отечественной, а это значит, что мы постепенно утрачиваем, да нет, уже, пожалуй, совсем УТРАТИЛИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ, ЖИВОТНЫЙ СТРАХ перед угрозой глобального уничтожения человечества, и только и делаем, что накаляем атмосферу всеобщей ненависти друг к другу.

https://soundcloud.com/rosso-345552144/posledniy-veteran

За примерами далеко ходить не надо, достаточно включить телевизор и посмотреть первое попавшееся политическое ток-шоу на злобу дня, или почитать в интернете новости об очередном дипломатическом скандале в отношениях между Россией и США. Мы перестали ценить жизнь, мы устали оплакивать наших павших, мы позволили себе увлечься чужими идеалами, нам навязали чуждые нам ценности, мы разучились снимать кино про войну, в конце концов, в духе лучших традиций советского кинематографа. Фильм «Подольские курсанты», в целом, безусловно, очень хорошая, качественная картина с интересными актерскими работами, с глубоким погружением в быт и обстановку тех времен, но при этом почему-то не покидает ощущение, что сделана она в Голливуде. Да, в хорошем Голливуде, за приличные деньги, с широким размахом, с использованием редкой музейной военной техники, с вниманием к деталям, с применением современных компьютерных технологий, но все-таки – в Голливуде, а не у нас, в России. Откуда в нас это слепое подражание шаблонам американского кино, заставляющее нас отказаться от следования традициям советского кинематографа? Почему мы словно пытаемся кому-то что-то доказать? Почему мы в каждом кадре современных кинолент стараемся убедить иностранного зрителя, что мы умеем снимать не хуже? Чье воображение мы силимся поразить, какой цели добиваемся? И главное – для чего все это надо и К ЧЕМУ ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ?

Отсутствие внутренней цензуры

За что мы любим такие шедевры, как «В бой идут одни «старики» или «Женя, Женечка и «катюша»? За то, что там показаны масштабные сцены баталий с трассирующими пулями и красиво взрывающимися танками? За яркое, красочное изображение ужасов войны? Нет, совсем не за это. В лучших фильмах советской эпохи, в том же самом «Белорусском вокзале», где вовсе отсутствуют кадры боев, или в «Летят журавли» изобразительные средства, рассказывающие о сражениях, чрезвычайно элементарны и скупы, но при этом от переживания за судьбы героев слезы наворачиваются. Режиссеры, снимавшие любимые нами шедевры, сознательно уходили в своем творчестве как от неоправданной патетики, так и от воспевания угнетающих психику подробностей, потому что настоящая война – это грязь, вонь, пот и кровь, это явление, которое не имеет ничего общего с искусством. Помимо внешней цензуры в виде Политбюро ЦК КПСС, у того же Леонида Быкова, Калатозова, Бондарчука-старшего присутствовал цензор внутренний, который диктовал им уход от изображения натуралистических подробностей войны, перемещая акцент на восприятие героев и их отношения между собой. Многие из актеров и режиссеров той эпохи сами прошли через войну, и такого насмотрелись на фронте, что нам и представить трудно.

Они НЕ ХОТЕЛИ лицезреть на экране повторение кошмаров тех лет, потому что там нечем было любоваться, а наших детей и подростков сейчас ЗАСТАВЛЯЮТ СМОТРЕТЬ всевозможные БОЕВИКИ, ИГРАТЬ В КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ с реалистичными танковыми, морскими, воздушными боями. В молодое поколение исподволь ВНЕДРЯЮТ МЫСЛЬ о некоей КРАСОТЕ ВОЙНЫ, прививают нам любовь к данной тематике, пытаются поразить наше воображение правдоподобностью битв, СОЗДАЮТ КУЛЬТ ВОЙНЫ, не задумываясь о том, чем это все может закончиться.

Остановить безумие

А закончиться это может очень плохо. Вернее, это всегда заканчивается одинаково – тотальным уничтожением всего живого вопреки здравому смыслу. Победить человеческую природу невозможно. К сожалению, человек так устроен, что ему необходимо воевать. Можно бесконечно долго взывать к нашей морали и нравственности, воспитывать, вразумлять, убеждать, лечить, создавать необходимые условия для мирного сосуществования, – все равно рано или поздно мир скатится к безбожному братоубийству, потому что в негодяях и мерзавцах, готовых нажать на спусковой крючок, никогда не было недостатка. Не так важно, кто первый – Гитлер, Мао Цзэдун или кто-то еще – произнес сакраментальную фразу: «Каждому поколению – своя война». Важно то, что это зло неискоренимо. Глядя на такие фильмы, как «Подольские курсанты», понимаешь, как работает этот механизм. Сначала люди начинают ПЕРЕПИСЫВАТЬ ИСТОРИЮ, потом бросаются зарабатывать деньги, эксплуатируя трагедии прошлого в корыстных целях, например, снимая вот такие красивые фильмы о войне, как «Подольские курсанты», вперемешку с откровенной дурью наподобие картины «Т-34». Затем развитие технологий выходит на такой уровень, что любопытство от применения самого страшного оружия в истории человечества перешивает страх и стремление к самосохранению, и наконец после прихода к власти какого-нибудь очередного тирана, помышляющего о мировом господстве, на планете происходит финальный большой БУМ, и мудрый, седовласый Бог снова остается наедине с одним-единственным вопросом: «Да что же, черт возьми, не так с этими людьми?»

Неужели нам не удастся остановить это безумие?