Как-то раз я собирала материал о финно-угорском племени меря. Искала свои корни, ведь бабушка моя была из Костромской губернии, - и набрела в интернете на сайт merjamaa.ru. Интересный сайт.
А еще более интересно, что, оказывается, есть люди, которые считают себя мерянами, возрождают связанные с мерей русских летописей поверья, проводят фестивали, и т.п.
В поиске вышла еще одна связанная со всем этим интересная статья о явлении наших дней, которое автор назвал социокультурным феноменом "бегства из русских".
...оказывается, есть люди, которые считают себя мерянами, возрождают связанные с мерей русских летописей поверья.
Автор, историк М.И. Жих, в журнале "Суждения" опубликовал статью "«Бегство из русских» как социокультурный феномен. Псевдо-балты, псевдо-меряне и все-все-все". Давняя, правда, публикация (за 2013 г.). Есть отклик на эту статью, есть написанное самим автором продолжение, ну и, собственно, все. Больше на эту тему я ничего не нашла.
А феномен, обозначенный автором, мне показался интересным.
Статья начинается с небольшого экскурса в историю Северо-Восточной Руси, где расселялось в районе современных городов Ростова Великого, Ярославля, Костромы упоминаемое в ПВЛ относительно событий 2 половины IX - начала Х вв. племя меря.
В последний раз меря упоминалась в летописи в 907 году в числе участников похода Олега на Константинополь, а после этой даты не упоминалась ни в древнерусских летописях, ни в иностранных источниках, т.е., как делает вывод автор, "меря очень рано утратила свою субъектность и самосознание, была ассимилирована славянами", о чем говорят также данные антропологии и популяционной генетики. При том "на рубеже ХХ-ХХI вв. появились люди, которые утверждают, что эта самая финская меря, исчезнувшая, о чём ясно говорит красноречивое молчание источников, не позднее X-XI вв., дожила благополучно до наших дней, а огромное количество современных русских, живущих в Центральной России – это никакие вовсе и не русские, а финская меря, просто перешедшая на славянский язык, а саму Центральную Россию следует именовать «Мерянией» и т.д." <сохранена авторская орфография и пунктуация>.
Тот же феномен мы наблюдаем в Беларуси и некоторых регионах России, где когда-то жили и являлись предшественниками славян балтские племена: в Смоленской, Тверской областях. Кривичей русских летописей, на основе племенного союза которых (у автора - этнополитический союз) формировался белорусский этнос, считают не славянским, а балтским племенем.
Славяне-кривичи - предки белорусов? Не из-за них ли русские в Латвии - "крево"?
А вот еще интересный факт. Я нашла его, когда собирала материал для статьи по чуди.
Оказывается, в 2010 году во время переписи населения несколько десятков человек записали себя как чудь. Большинство из людей, относящих себя к этой национальности, проживают в Пинежском районе Архангельской области, а по словам местного жителя, всего в Пинежском районе чуди около 200 человек. Из комментариев к статье: "И сейчас встречается много потомков чуди белоглазой. Как увидите человека с очень светлыми серо- голубыми глазами- это они и есть.".
Вернемся к статье М. Жиха. Если с Беларусью все более-менее понятно, это стремление противопоставить себя России, для современных смолян и тверян все вышеописанное М.Жих назвал похожим на "омеряние" - стремлением "убежать" из русских.
"...на рубеже ХХ-ХХI вв. появились люди, которые утверждают, что ... финская меря ... дожила благополучно до наших дней, а огромное количество современных русских, живущих в Центральной России – это никакие вовсе и не русские, а финская меря, просто перешедшая на славянский язык" (М.Жих).
Дело доходит до курьезов. К аналогичным явлениям можно отнести "германофильство" части жителей Калининградской области. Однако же "в отличие от мерян и балтов германцев к нынешнему населению Калининградчины совсем уж никак не приплетёшь – его смена после 1945 г. была тотальной. При этом калининградские «германофилы» как-то забывают, что самому факту своего проживания на этой земле они обязаны Победе в Великой Отечественной войне, а в случае пересмотра её итогов и возвращения региона Германии их тут же объявят оккупантами... Ну, часть, может быть, оставят в качестве прислуги…".
"Одним словом, - пишет М. Жих, - явно обозначилась тенденция на «бегство из русских». Где-то ещё очень робкая, а где-то уже и весьма отчётливая. Данный феномен, представляющий безусловную и в перспективе очень серьёзную опасность для судьбы русской нации и российского государства и даже для самого их существования, нуждается в изучении и осмыслении".
Далее историк подробно разбирает феномены "«омеряния» и «обалтения»" (терминология автора), сомневаться в его аргументации и выводах не приходится, автор специализируется на истории Древней Руси.
"...явно обозначилась тенденция на «бегство из русских». Где-то ещё очень робкая, а где-то уже и весьма отчётливая" (М.Жих).
Интересно другое. Интересны причины, побуждающие наших соотечественников "бежать из русских" и отождествить себя с какими-то другими (ныне исчезнувшими, кстати) народами. Что это? Что за феномен наших дней?
Среди причин автор называет: 1) "общий фон национальной политики Российской империи, СССР и Российской Федерации, так или иначе, ущемляющей интересы русского народа, ведь в её рамках он рассматриваются не как субъект, а фактически как некое «клейкое вещество» для полиэтничной империи... Такая политика государства по отношению к государствообразующему народу явно не способствует укреплению его национального самосознания и национальной гордости";
2) "титаническую работу по разрушению национальной исторической памяти, которую проделала западно-ориентированная часть интеллигенции за последние два с лишним десятилетия, что было прямо спровоцировано «перестроечной» и ельцинской властью. «Эта страна», представление о русских как носителях имперского начала, оккупантах и т.п., поощрение сепаратизма и местных национализмов, заступничество их от «великорусского шовинизма» при полном закрытии глаз на их собственный шовинизм и т.д. – подобные вещи стали одной из основ её идеологии и практической деятельности. Фактически это был перенос в Россию тех представлений о ней, которые были сформированы западной пропагандой периода холодной войны, своеобразная «внутренняя колонизация» страны – «западническая» интеллигенция отождествила себя с Западом и стала смотреть на Россию и русский народ не с точки зрения их национальных интересов, а с точки зрения национальных интересов западных стран ... При этом произошла своеобразная цепная реакция и вслед за «либералами» задействованы в данном процессе оказались интеллектуалы всех направлений.";
3) "Как это ни покажется странным на первый взгляд, но свой вклад внесли в разгром национальной исторической памяти русского народа и «националисты», хотя как бы в «другую сторону», предлагая взамен либеральной русофобии ура-патриотическую историю, также не имеющую отношения к науке".
Думается, автор прав: "Бессмысленно взывать к патриотизму там, где становятся платными школы и детские сады, а в больницах из лекарств бесплатно предоставляют только градусники. Бессмысленно говорить о «величии России» в ситуации, когда реальный вес России на международной арене не слишком высок. Подобное расхождение государственной риторики с реальным положением дел в стране ожидаемо вызывает недоверие к государству и стремление к бегству от действительности одним из основных вариантов которого и является «конструирование» прошлого".
А ВАШЕ МНЕНИЕ?