Режиссер Джордж Пан Косматос известен тем, что снял боевик "Рембо: Первая кровь-2", неплохой фильм-катастрофу "Перевал Кассандры", приключенческую комедию про вторую мировую войну "Бегство к Афине", ужастик "Левиофан", вестерн "Тумстоун: Легенда Дикого Запада"... Разносторонний был человек, да. Есть у него в активе и военный фильм "Убийство в Риме".
В отличие от ленты про греческих партизан здесь все предельно серьезно, даже трагично. В основу фильма положена история о массовом убийстве в Адреатинских пещерах. Тогда погибло 335 итальянцев-заложников. Все началось в марте 1944 года, когда итальянское Сопротивление провело масштабную акцию. Рядом с маршрутом, который регулярно проходила рота СС была оставлена бомба в мусорной тележке. Погибло 33 человека. В ответ нацисты решили казнить 10 итальянцев за каждого убитого немца.
Пан Косматос сосредоточил внимание зрителя не на подготовке этой акции, не на расстреле, но, скорее, на взаимоотношениях двух людей: полковника Каплера и священника Антонелли. Полковник - весьма цивилизованный немец, образованный, вежливый. Даже обнаружив, что Антонелли отправил в Германию отлично сделанную фальшивку вместо старинной иконы, он только требует предоставить подлинник. Тем не менее, он враг.
Именно поэтому падре Антонелли так важно победить его. Не в буквальном смысле, нет, тут силы неравны. Но морально...
Не могу сказать, как приняли фильм итальянцы. Но вот нашим соотечественникам сочувствовать его героям сложно. Почему? Полфильма Пан Косматос подробно подробно показывает, как мучается Каплер, составляя расстрельные списки. Его, беднягу, с души воротит от это работы, но надо, надо. И он упорно ищет людей, которых можно расстрелять. Обязательно мужчин, обязательно преступников. Ну, в крайнем случае - евреев. И так страдает, так страдает... Извините, меня мало волнуют духовные метания нациста. А, вспомнив, что творили немцы в нашей стране, отпадает желание сочувствовать и итальянцам. Ибо в России они ни на возраст, ни на пол, ни на степень виновности не смотрели, отбирая заложников. Наверное, это неправильно, не спорю. Но мы говорим о реакции зрителей.
Ну и совсем мне непонятны действия падре Антонелли. Добровольно пойти на смерть, чтобы сделать своему врагу больно, когда он тебя увидит под дулом пистолета? А тебе не все равно, что твой враг чувствует? Хочешь его победить - иди сражаться. А вот так самоубиться для того, чтобы потрепать нервы врагу... Не понимаю. В общем, фильм не мой и нашим зрителям его не рекомендую. Может, он и хороший, но не мой.