Жизнь – пасьянс. Как часто мы сетуем, что он никак не складывается. Но, может быть, не стоит торопить время. Не везет в карты, повезет в любви. За примерами ходить далеко не надо. У Марии-Антуанетты он сложился все лишь два раза в жизни. Первый раз – перед бракосочетанием с престолонаследником самого блистательного королевства и второй раз - в ночь перед казнью!
Сложно отыскать человека во всемирной истории, биография которого была бы так изучена, так подробно рассматривалась под микроскопом. Все самые сокровенные события ее жизни: от участия в необычной церемонии при переходе на территорию Франции в обнаженном виде - до многолетних интимных неудач ее мужа-короля, от потраченных невероятных сумм на туалеты - до одного только скромного зеркальца, оставленного ей в тюрьме.
Кто же она такая и почему повезло ей одной? Да и повезло ли?
На самом деле Мария-Антуанетта была всего лишь одна из многочисленных принцесс габсбургского дома. Она появилась на свет 2 ноября 1755 года, его рождение было ознаменовано дурными предзнаменованиями. Пасьянс ее судьбы сложился, падение с невероятной, блистательной высоты было неизбежно.
Легенд и рассказов о ней ходит великое множество. И интерес к ее жизни и личности не утихает, несмотря на то, что та эпоха все дальше и дальше уходит в прошлое. О ней написана дюжина романов, снимаются фильмы.
Мария-Антуанетта ушла в бессмертие, оставив по себе память, прежде всего, как о самой элегантной женщине эпохи барокко. Она была законодательницей собственного стиля жизни, одежды, прически, украшений. О ее духах, цветниках, кружевах или мебели не устают размышлять законодатели мод и по сей день.
Нынешним звездам, звездочкам, звездинкам шоу-бизнеса такое может только присниться в голливудском розовом сне.
Поэтому со всей уверенностью можно сказать, что 265 лет тому назад родилась Женщина в полном и абсолютном смысле этого слова. Со всеми достоинствами и недостатками. Она меняла устои под себя, не желая меняться сама, не допускала никакой критики в свой адрес, от кого бы это ни исходило.
Ничто не смогло ее заставить поступиться своими принципами, какими вздорными они кому-то не казались: ни строгие подробные указания королевы-матери о том, как вести себя, ни укоры брата–короля в легкомыслии, ни сожаления учителей, так и не пробивших броню ее лени. Ни даже ропот народа, как бедных, так, в конце концов, и знати. Ни отчаянные предупреждения предсказателя графа Сен-Жермена.
Ничто!
Откуда же взялось все это самодурство, и пленительная тяга к бесконечной роскоши? Весьма возможно из детства, когда она ни в чем не знала отказа, училась повелевать и чувствовала себя уверенной среди тысяч направленных на нее глаз. Ведь она лишилась отца в десять лет. Хотя современники свидетельствуют, что по характеру Мария-Антуанетта росла беззаботной, веселой хохотушкой, привлекательной, очень легкой в общении, с живым ярким темпераментом. И когда она собралась отправиться во Францию, ее, четырнадцатилетнюю, поддерживала неизменная убежденность, что благодаря своему очарованию она всегда сможет добиться того, что ей нужно. Так собственно и было почти всегда.
Она жила так, словно весь мир родился и жил только для нее. И даже не задумывалась о том, что ее положение к чему-либо должно ее обязывать. В отличие от многих женщин разных социальных слоев и достатка, она, оказавшись замужем за слабым и равнодушным мужчиной, даже не потрудилась взять на себя хотя бы часть семейных забот. В ее очаровательную головку не влетала ни одна мысль, способная отравить ее беззаботное существование.
Ведь это королевство было для нее, а не она для королевства. В ее понимании сами государственные дела составляли подготовку к развлечениям. Королева жила только для удовольствий и не скрывала этого. Тратила королевскую казну на право и налево, на друзей, наряды, выезды и балы.
Король, человек смирный и терпеливый, по большому счету недалекий, мирился с любыми капризами жены, и когда советники стали настаивать на сокращении «карманных денег» королевы, то Мария-Антуанетта добилась их увольнения. Да и сам Людовик XVI на просьбы снизить налоги отказался даже слушать предложения, назвав их «безумными».
Роскошь превыше всего. На нее и ушло больше половины государственного бюджета. За шумом оркестров, фейерверков, праздничного балагана, двор во главе с блистательной Марией-Антуанеттой проглядели даже революционную бурю, которая разразилась у них под носом. Но она не изменила себе даже на пороге гибели. Страшная революционная сила могла только погубить ее, но не сломить и не поработить.
Эта женщина родилась быть Женщиной и никем более. И закончила свои дни в величии истинно женском, ведь не важно, чем руководствовалась королева - привязанностью к мужу, долгом, прежней самоуверенностью. Но, имея возможность спастись бегством, она предпочла остаться с королем. Со своим нелюбимым мужем.
Время постепенно расставляет все на свои места. Всенародное поклонение королеве, опять-таки всенародная ненависть, злые россказни, потом признание лживости многих из этих слухов, возвращение признания и восхищения… Память о ней так же переменчива и причудлива, как судьба. Как и пасьянс Марии-Антуанетты, который сложился всего лишь два раза в жизни…