Проблема зарплаты учителей – это без преувеличения кость в горле современного образования. В среднем по регионам школьный преподаватель получает около 35 тысяч рублей – сумма, которая отпугивает молодых специалистов от школы и обрушивает рейтинг школы как общественного института.
Поэтому неудивительно, что на протяжении многих лет на центральном и местном уровнях с завидным постоянством ставится вопрос, как бы улучшить материальное положение учителей, другими словами, – повысить им жалование.
Главная проблема заключается в том, что в наш толерантный и либеральный 21 век каждая школа фактически предоставлена самой себе. И вопрос о размерах зарплаты учителей конкретного учебного заведения остается исключительно его внутренним делом. В этой сфере главное действующее лицо – бухгалтерия, и порой даже директор не решается вмешиваться в ее бюрократию.
Но в последние годы официально взят курс на то, чтобы, наконец, сделать зарплату учителей «максимально прозрачной». Под этим понятием подразумевается следующее: сделать месячную ставку педагогов не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) и соотнести ее с общим уровнем развития экономики региона (предполагается, что базовый оклад учителя должен составлять минимум 70% от средней зарплаты региона).
Однако проблема заключается в том, что экономика по субъектам РФ – разная, соответственно, месячные ставки сильно разнятся.
Получается, что вся нагрузка по выплате базовых окладов снова падает на регионы, которые, однако, явно нуждаются в финансовой поддержке центра. К сожалению, учителя вынуждены набирать свои кровные 35 тысяч в месяц не за счет фиксированной суммы, которая им положена в обязательном порядке за нагрузку – 18 часов в неделю – плюс дополнительные выплаты, а за счет увеличения ставки. Многие пашут на 1,5-2 ставки, чтобы наскрести упомянутую сумму, которая, впрочем, также варьируется по регионам – обычно в сторону уменьшения.
В расчет также берутся стаж и квалификация преподавателя. При этом предполагается, что надбавки, компенсирующие и стимулирующие выплаты будут выдаваться по ходу работы, в зависимости от конкретных успехов учителя. Кстати, последний пункт весьма расплывчатый и, пожалуй, самый невнятный в трудовых буднях школьного учителя.
Существует множество самых разнообразных видов работ, по которым педагоги могут рассчитывать на дополнительные выплаты: от успешной подготовки школьника к олимпиаде с призовым местом и занятий с детьми с ограниченными возможностями до оформления школьного коридора и работы на пришкольном участке.
К сожалению, долгое время на федеральном уровне была одобрена лишь одна дополнительная выплата – за классное руководство (около 5 тысяч рублей). Но сейчас вроде на полном серьезе озаботились, чтобы на федеральном уровне включить в этот список и другие виды работ – в первую очередь, занятия с детьми инвалидами.