Нехватка контейнеров и возникшие на фоне их дефицита очереди на фрахт и задержки доставки грузов морем, переключили внимание логистических компаний на другие способы транспортировки. Свою лепту внес и рост цен на морскую доставку.
На сегодняшний день в качестве реальной альтернативы морским перевозкам выступают сухопутные виды логистики:
- доставка по железной дороге;
- автомобильные перевозки.
Авиаперевозки в расчет не берутся, ввиду высокой стоимости услуг и сложности транспортировки особо-крупных и негабаритных грузов.
Оптимальным способом по цене и пропускной способности стало железнодорожное сообщение.
В последнее время товарный поток по железной дороге между Китаем и Европой стабильно наращивается. И конечно-же большинство маршрутов пролегает по территории РФ и государств центральной Азии.
Так в 2020 году объемы грузов, направляемых из Китая в Евросоюз железной дорогой, выросли в полтора раза, в сравнении с предыдущим годом. Только за январь и февраль 2021 года сформировали и отправили из Поднебесной порядка 2 000 товарных составов. За тот же период 2019 года количество рейсов составило около 1 000.
Однако на сегодняшний день стать полноценной заменой морскому транспорту железная дорога не способна. Причиной этому являются ее пропускные способности. Если за январь и февраль этого года железной дорогой из Китая на экспорт были отправлены порядка 209 000 контейнеров, то только через один из портов Шанхая – Яншань в январе 2021 года выпущено не менее 2 000 000 контейнеров.
Второй преградой является стоимость. Морской трафик обходится намного дешевле. К тому же не всегда экономически целесообразно отправлять железнодорожными составами некоторые виды продукции, например, стройматериалы. В такой ситуации маржинальность товаров значительно падает, особенно в случае невысокой базовой стоимости. А это в свою очередь влечет за собой или снижение прибыли поставщиков, или удорожание товаров для конечного потребителя.
Таким образом, железнодорожные перевозки способны снизить напряженность в сложившейся ситуации, но говорить о большем пока рано. Странам-участницам торговых отношений предстоит еще немалая работа в этом направлении. А кризис только указал на слабые места.
Статья подготовлена компанией AsiaImportGroup. Подробнее о нас на сайте https://promo.asia-import.ru/ .