Любители советского фильма «17 мгновений весны» наверняка вспомнят, что легендарный Штирлиц по Европе раскатывал на легендарном же Mercedes-Benz 230 W143.
И, кстати, для съемок пришлось обзавестись целыми тремя экземплярами этой довольно недешевой машины.
Однако были и другие интересные автомобили в нашем фильме. Возьмем для примера всего лишь один, зато какой!
Кабриолет Horch 853 снимался сразу в двух сериалах о советских разведчиках: «17 мгновений весны» и «Щит и меч».
Его относят к автомобилям сегмента S – спорткупе. И раньше многие называли его спортивным. А сейчас находятся те, кто с уважением считает его спортивно-представительским.
Именно об этом авто Юлиан Семенов писал, что:
- оно имело «усиленный мотор, урчавший ровно и мощно»;
- Штирлиц, находясь внутри, любил слушать радио. Причем чаще во время авианалетов на Берлин на радио включали «веселенькие песенки» (надо полагать, чтобы подбадривать немцев);
- при этом стрелка спидометра нередко доходила до отметки «120».
Правда, современные водители, сумевшие лично протестировать этот роскошный раритет в деле, настроены несколько критично.
Так, один из них пишет в Сети насчет скорости 120:
«На прямой – может быть. Но стóит войти в поворот чуть быстрее обычного, как он начинает сильно крениться на независимой, рассчитанной, в первую очередь, на комфорт, подвеске. Выглядит это и с места водителя, и снаружи не очень солидно. За рулем такого автомобиля лихачить просто неприлично».
Любопытно, что до сих пор точно не ясно, как этот автомобиль в принципе появился «на свет».
Одним из налетов авиации союзников германский завод Voll & Ruhrbeck был разрушен. Под завалами оказались как машины, так и все документы, включая схемы, проекты, разработки…
Сам Horch 853 остался цел. Но его история – наполовину из разряда «догадайся, мол, сама».
Так, по легенде, его переправили во Францию чуть ли не благодаря маршалу с длиннющим (бла-ародным) имечком: Жан Жозеф Мари Габриэль де Латр де Тассиньи.
А уже после Второй мировой разные стороны его постоянно перекупали и реставрировали.
В далеком же 1935 г. эта машинка была признана лучшей на конкурсе Парижского автомобильного салона – получила гран-при. Говорят, что эта тачка некогда ездила «на посылках» у самого Германа Геринга.
Он заприметил шикарный экземпляр в Парижском автосалоне, находясь во Франции по делам. А министр-президент Пруссии, как и многие «сильные мира сего», обожал красивые вещи: одежду, машины, особняки…
Так, весной 1945 г. в его доме было обнаружено порядка 600 (!) костюмов. Было у него и несколько машин. Конкретно на этой, привезенной из Парижа, он разъезжал по личным делам.
Автомобиль имел шикарные, особенно для того времени, характеристики:
- мощность 120 л. с.;
- 8-цилиндровый двигатель объемом 4944 куб. см;
- по 84 спицы в каждом колесе;
- 4-супенчатая механическая коробка передач;
- задний привод;
- 2 дверцы;
- 4 места;
- барометр на доске приборов (представляете – в те-то годы?..);
- кожаный салон;
- кузов кабриолет из букового каркаса;
- и проч., проч.
После успеха с Horch-853 вскоре была запущена обновленная версия – 853А с улучшенным двигателем.
Некоторые СМИ доказывают, что в «17 мгновениях весны» наш Тихонов-Штирлиц должен был ездить именно на Horch-853. И такой автомобиль даже удалось найти в частной коллекции в Москве.
Правда, основной машиной нашего разведчика он все же не стал.
По одной из версий, с автовладельцем удалось договориться лишь на ограниченное время использования этого раритета, поэтому в кадре он появлялся нечасто.
По другой версии, виной тому была большая занятость нашего авто-«актера»: кроме фильмов о разведчиках, по слухам, Horch-853 участвовал и в съемках других фильмов, например комедии «Здравствуйте, я ваша тетя».
Но в целом и правильно, что «главным действующим лицом» этот автомобиль не стал. Дело в том, что в Германии он был бонусом сугубо для высокопоставленных правительственных чинов – вот как в случае с упомянутым Герингом.
Наш же Штирлиц, хоть и числился на хорошем счету и вообще был, так сказать, хорошим парнем, но ходил в звании штандартенфюрера. А потому по рангу ему не положен был такой роскошный кабриолет.
П. с. Если вас интересует любопытный транспорт, снимавшийся в кино, то читайте о нашем ответе Западу – ЗИС-110Б для тигра в советской комедии «Полосатый рейс».