17 августа 1970 года в 8 часов 38 минут 21,745 секунды новый разгонный блок успешно вывел станцию на межпланетную траекторию. Она получила имя «Венера-7».
22 августа была предпринята попытка запуска её близнеца. В 8 часов 6 минут 8 секунд ракета успешно ушла со старта. Неполадки опять возникли на разгонном блоке. По анализу телеметрии со станции удалось чётко определить, что произошёл взрыв двигателя. На орбите появился очередной безликий «Космос».
По ходу полёта «Венеры-7» обнаружился сбой в работе звёздного датчика. Из-за него сорвались коррекции 27 и 30 сентября. Для коррекций 2 и 17 ноября пришлось воспользоваться Солнцем.
15 декабря 1970 года станция «Венера-7» вошла в атмосферу Венеры.
Сначала всё было в норме: вышел тормозной парашют, затем основной. Начался приём телеметрической информации с научных приборов. И сразу – неприятный сюрприз. Для передачи информации с аппаратуры на «Венере-7» применялся коммутатор, который последовательно опрашивал разные приборы и выдавал их текущие данные в эфир. Оказалось, что коммутатор «застрял» в одном и том же (первоначальном) положении, при котором шла передача только температуры, хотя остальные приборы, возможно, тоже функционировали нормально.
Самописцы на Земле аккуратно выводили кривую линию, сигнализируя о повышении забортной температуры. Оставалось надеяться только на успешную посадку. Это могло компенсировать отказ аппаратуры и даже по одной температуре определить давление на поверхности планеты. Но через несколько минут земной посланец преподнёс новый сюрприз.
В 8 часов 19 минут 8 секунд самописцы показали резкий рост скорости станции с 14 м/с до 26 м/с. Это означало только одно: оторвался парашют. Освободившись от него, станция устремилась вниз с постоянно возрастающей скоростью.
За многие миллионы километров от неё, на Земле, в центре управления, люди впали в уныние. Станция могла и не выдержать удара о поверхность, и когда сигнал опять пропадёт, как можно будет доказать, из-за чего она замолчала? Опять не выдержала давления или же разбилась о поверхность?
В 8 часов 37 минут 31 секунду сигнал пропал. На станции дальней космической связи наступила практически полная тишина, нарушаемая только слабым шумом приёмника. Видимо, и «Венера-7» не выдержала схватки с Венерой.
По распоряжению Келдыша была сформирована экспертная группа под руководством Михаила Марова. Она должна была
выжать как можно больше информации из этой, как ожидалось, несчастливой миссии. Действительно, давно не возникало столько проблем сразу: отказ коммутатора, разрыв парашюта. Более того, изначально было серьёзное опасение, что станция всё это время передавала данные не о температуре в атмосфере Венеры, а о температуре внутри самой себя. Это было бы совсем обидно.
Эксперты работали все новогодние праздники, и итоговый результат превзошёл ожидания. При повторном изучении записанных данных удалось обнаружить на фоне шумов слабые сигналы спускаемого аппарата. При посадке мощность сигнала снизилась в 32 раза, затем на одну секунду интенсивность восстановилась, после чего опять упала до 3% от нормы. Но при этом станция успешно передавала информацию ещё 23 минуты (рис. 85)! Судя по всему, после посадки станция опрокинулась, и её антенна отклонилась от Земли. Но главное – станция села! «Привенерилась».
Первый аппарат, созданный на Земле, совершил посадку на поверхность нашей соседки, Утренней звезды!
Проведённые исследования показали, что спускаемый аппарат станции «Венера-7» достиг поверхности Венеры в 8 час 34 мин 08,86 0,1 секунды московского времени. Приём телеметрических данных продолжался до 8 час 56 мин, а приём сигнала – до 9 час 30 мин.
Успешная посадка позволяла получить, хоть и частично, данные с приборов, не опрошенных коммутатором. Температура на Венере оказалось равной 747 20 К (474° С), давление – 92 15 атм. Интегрируя доплеровское смещение скорости, удалось выяснить значение пройденного пути, тем самым заменив показания радиовысотомера. Зная скорость торможения, массу и габариты станции, можно было вычислить плотность атмосферы на разной высоте. (Вот и замена отсутствующего плотномера!)
Удалось даже провести эксперимент по оценке поверхности, на которую села станция. Изменение доплеровской частоты
при посадке было весьма «быстрым», то есть «тормозной путь» станции оказался небольшим. Если бы станция попала в какую-либо жидкость или пыль, это было бы не так. Дополнительные испытания показали, что если бы станция села на поверхность наподобие гранита, то неминуемо разбилась бы. Для работоспособности нужно было сесть на поверхность, по консистенции находящуюся между песком (нижняя граница прочности) и вулканическим туфом (верхняя граница прочности).
Это фрагмент моей книги «Венера. Неукротимая планета». Если Вам понравилось, можно приобрести ее (или другие мои книги) здесь.
Посмотреть оглавление опубликованных фрагментов здесь.
Также сейчас идет сбор на мою новую книгу. Его можно поддержать здесь.