Здравствуйте мои дорогие читатели! Вообще, говоря о железной дороге, стоит сказать, что она во все времена имела не один какой-то запах, а чаще всего это была совокупность сочетания из различных запахов, которые остались в наших воспоминаниях о поездках по железной дороге. Например, запах старого деревянного вокзального помещения отличим сразу. Особенно небольшого.
Пахнет в нём давно подсохшей масляной краской и ветхим бывалым деревом. Иногда — холодной печью, если она ещё сохранилась, словно в обжитом доме. Казённый запах.
А как щемяще и тревожно пахла паровозная гарь, которая очень сильно отличается по запаху от сизых дымов, исходящих из пассажирских поездов, хотя по ним тоже сразу почуешь близость железки. В пассажирских поездах жгли древесный уголь — а в паровозах жгли каменный, и потому запах этот густ и едок. Обдавая дымом перрон, вокзал и вагоны, паровоз создавал атмосферу странствия. Запах угольного дыма, не слишком приятный для пассажиров, тем не менее веселил, будоражил. Это запах жизни, теплотворных сил в ней.
Но существовал и ещё кое-где сохранился до сих пор и другой особый узнаваемый запах "чугунки" — это запах шпалопропитки. Запах этот отличал железку от всего остального на свете, заставлял узнавать, что она пролегает где-то совсем близко, за лесополосой.
Впервые в мире технологию пропитки шпал нефтью против термитов стала применять Закаспийская железная дорога. Позднее на протяжении длительного времени специалисты пользовались таким веществом, как креозот. Такое название носит каменноугольный масляный раствор, получаемый при фракционной разгонке каменноугольной смолы. Креозот имеет в своем составе частицы фенола, которые ликвидируют микроорганизмы, губительно действующие на лесоматериалы. В то же время использование этого раствора повышает уровень горючести лесоматериалов. Такие шпалы имеют тот самый хорошо узнаваемый особый аромат.
Остро, как сказал Маршак, и буквально пьяняще пахли шпалы сумасшедшим сладким духом креозота — особой чёрной пропиточной смолы.
Нормативы, регламентирующие железнодорожное строительство, предписывают применять для укладки путей шпалы деревянные, которые обязательно должны быть пропитаны антисептическими растворами. После осуществления пропитки шпалы её стоимость увеличивается не существенно, а такие показатели, как долговечность и надёжность возрастают в разы. Сегодня на производствах чаще всего применяют автоклавный способ пропитки, потому что именно он гарантирует проникновение раствора на необходимую глубину.
Сегодня компании, которые занимаются производством и продажей шпал применяют более новые пропиточные растворы, представляющие меньшую опасность для окружающей среды.
Наиболее популярными на сегодняшний день можно назвать «Элемсепт», «ЖТК» и «Уптан». Однако они уже не имеют такого резкого аромата как креозот, но отличаются высоким уровнем проникновения в лесоматериалы.
Существуют следующие способы пропитки древесины:
"давление-давление-вакуум" применяется для пропитки шпал, переводных и мостовых брусьев, опор линий электропередач и столбов связи;
"давление-вакуум" применяется для пропитки свай и других изделий, предназначенных для эксплуатации в пресной воде;
- "вакуум-давление-вакуум" применяют для пропитки свай и других изделий, предназначенных для эксплуатации в морской воде.
Как происходит пропитка деревянной шпалы по методу «давление-давление-вакуум»:
- лесоматериалы загружаются в камеру обработки, внутри которой нагнетается вакуум, чтобы извлечь воздух из пор дерева;
- под действием вакуума камера наполняется маслянистыми защитными растворами, среди которых каменноугольное масло, креозот, Ултан;
- лесоматериалы обрабатывают при помощи накалывания для того, чтобы увеличить глубину пропитки, после чего повышается уровень защиты лесоматериалов, возрастает период эксплуатации и снижается срок старения;
- защитный раствор выкачивают из вакуума и под давлением, созданном в вакууме, извлекают лишнее количество раствора;
- далее шпалу сушат.
В результате этого процесса шпала приобретает долговечность и прочность. Материал отталкивает жидкость и никогда не намокает.
С 1970-х годов на сети железных дорог МПС СССР приобрели популярность шпалы из напряжённого железобетона, особенно удачным их использование оказалось на бесстыковом пути. Преимущества железобетонных шпал перед деревянными конечно несомненны: это практически неограниченный срок службы, вследствие высокой механической прочности и неподверженности гниению, что обуславливает возможность повторного использования шпал на второстепенных путях, а также использования на особо грузонапряжённых участках пути. Однако и они не лишены недостатков. Им присуще такие свойства как недостаточная упругость, большая стоимость и вес, возможность усталостного разрушения бетона.
Именно запах креозота и создавал на железной дороге ни с чем не сравнимый аромат. Когда шпалы стали железобетонными, запах этот пропал. Аромат шпалопропитки стал явлением исчезающим и сохранился сегодня лишь на малодеятельных участках железных дорог общего пользования, подъездных путях и на внутризаводских территориях, где путь всё ещё остаётся уложенным на деревянные шпалы с креозотной пропиткой. В Ростове-на-Дону до сих пор изготавливаются шпалы Рязанского шпалопропиточного завода, старейшего предприятия в отрасли (существует с 1880 года), продукция которого пропитывается каменноугольным маслом (креозотом).
Статья подготовлена с использованием отрывков из книги А.Б. Вульфова "Повседневная жизнь российских железных дорог", глава "Запахи чугунки".