Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Чем пахла железная дорога в былые паровозные времена и куда исчез этот узнаваемый запах?

Здравствуйте мои дорогие читатели! Вообще, говоря о железной дороге, стоит сказать, что она во все времена имела не один какой-то запах, а чаще всего это была совокупность сочетания из различных запахов, которые остались в наших воспоминаниях о поездках по железной дороге. Например, запах старого деревянного вокзального помещения отличим сразу. Особенно небольшого.

Панорама ретропоезда "Селигер" на фоне старинного деревянного вокзала на станции Баталино ОКТ ЖД. Фото: Алексей Алексеев
Панорама ретропоезда "Селигер" на фоне старинного деревянного вокзала на станции Баталино ОКТ ЖД. Фото: Алексей Алексеев

Пахнет в нём давно подсохшей масляной краской и ветхим бывалым деревом. Иногда — холодной печью, если она ещё сохранилась, словно в обжитом доме. Казённый запах.

Печь в служебном помещении дежурного по станции Баталино ОКТ ЖД. Фото: Алексей Алексеев
Печь в служебном помещении дежурного по станции Баталино ОКТ ЖД. Фото: Алексей Алексеев

А как щемяще и тревожно пахла паровозная гарь, которая очень сильно отличается по запаху от сизых дымов, исходящих из пассажирских поездов, хотя по ним тоже сразу почуешь близость железки. В пассажирских поездах жгли древесный уголь — а в паровозах жгли каменный, и потому запах этот густ и едок. Обдавая дымом перрон, вокзал и вагоны, паровоз создавал атмосферу странствия. Запах угольного дыма, не слишком приятный для пассажиров, тем не менее веселил, будоражил. Это запах жизни, теплотворных сил в ней.

В глуши перегона Осташков-Фирово. Фото: Алексей Алексеев
В глуши перегона Осташков-Фирово. Фото: Алексей Алексеев

Но существовал и ещё кое-где сохранился до сих пор и другой особый узнаваемый запах "чугунки" — это запах шпалопропитки. Запах этот отличал железку от всего остального на свете, заставлял узнавать, что она пролегает где-то совсем близко, за лесополосой.

Уходящие в прошлое мотивы старины "чугунку" — деревянные шпалы на песчаном балласте с ныне полностью устаревшими и выведенными из эксплуатации "лёгкими" рельсами марки Р43. Станция Торопец, ОКТ ЖД. Фото: Алексей Алексеев
Уходящие в прошлое мотивы старины "чугунку" — деревянные шпалы на песчаном балласте с ныне полностью устаревшими и выведенными из эксплуатации "лёгкими" рельсами марки Р43. Станция Торопец, ОКТ ЖД. Фото: Алексей Алексеев

Впервые в мире технологию пропитки шпал нефтью против термитов стала применять Закаспийская железная дорога. Позднее на протяжении длительного времени специалисты пользовались таким веществом, как креозот. Такое название носит каменноугольный масляный раствор, получаемый при фракционной разгонке каменноугольной смолы. Креозот имеет в своем составе частицы фенола, которые ликвидируют микроорганизмы, губительно действующие на лесоматериалы. В то же время использование этого раствора повышает уровень горючести лесоматериалов. Такие шпалы имеют тот самый хорошо узнаваемый особый аромат.

Остро, как сказал Маршак, и буквально пьяняще пахли шпалы сумасшедшим сладким духом креозота — особой чёрной пропиточной смолы.

Нормативы, регламентирующие железнодорожное строительство, предписывают применять для укладки путей шпалы деревянные, которые обязательно должны быть пропитаны антисептическими растворами. После осуществления пропитки шпалы её стоимость увеличивается не существенно, а такие показатели, как долговечность и надёжность возрастают в разы. Сегодня на производствах чаще всего применяют автоклавный способ пропитки, потому что именно он гарантирует проникновение раствора на необходимую глубину.

Разрез шпалы. Фото: Алексей Алексеев
Разрез шпалы. Фото: Алексей Алексеев

Сегодня компании, которые занимаются производством и продажей шпал применяют более новые пропиточные растворы, представляющие меньшую опасность для окружающей среды.

Наиболее популярными на сегодняшний день можно назвать «Элемсепт», «ЖТК» и «Уптан». Однако они уже не имеют такого резкого аромата как креозот, но отличаются высоким уровнем проникновения в лесоматериалы.

Существуют следующие способы пропитки древесины:

"давление-давление-вакуум" применяется для пропитки шпал, переводных и мостовых брусьев, опор линий электропередач и столбов связи;

"давление-вакуум" применяется для пропитки свай и других изделий, предназначенных для эксплуатации в пресной воде;

  • "вакуум-давление-вакуум" применяют для пропитки свай и других изделий, предназначенных для эксплуатации в морской воде.

Как происходит пропитка деревянной шпалы по методу «давление-давление-вакуум»:

-6

  1. лесоматериалы загружаются в камеру обработки, внутри которой нагнетается вакуум, чтобы извлечь воздух из пор дерева;
  2. под действием вакуума камера наполняется маслянистыми защитными растворами, среди которых каменноугольное масло, креозот, Ултан;
  3. лесоматериалы обрабатывают при помощи накалывания для того, чтобы увеличить глубину пропитки, после чего повышается уровень защиты лесоматериалов, возрастает период эксплуатации и снижается срок старения;
  4. защитный раствор выкачивают из вакуума и под давлением, созданном в вакууме, извлекают лишнее количество раствора;
  5. далее шпалу сушат.
Непропитанная шпалопродукция загружается для пропитки в автоклав длиной 22 м и объемом 70 м3, на выходе из которого получают готовый продукт — пропитанные шпалы
Непропитанная шпалопродукция загружается для пропитки в автоклав длиной 22 м и объемом 70 м3, на выходе из которого получают готовый продукт — пропитанные шпалы

В результате этого процесса шпала приобретает долговечность и прочность. Материал отталкивает жидкость и никогда не намокает.

Путь на деревянных шпалах, перегон Великие Луки-Назимово ОКТ ЖД. Фото: Алексей Алексеев
Путь на деревянных шпалах, перегон Великие Луки-Назимово ОКТ ЖД. Фото: Алексей Алексеев

С 1970-х годов на сети железных дорог МПС СССР приобрели популярность шпалы из напряжённого железобетона, особенно удачным их использование оказалось на бесстыковом пути. Преимущества железобетонных шпал перед деревянными конечно несомненны: это практически неограниченный срок службы, вследствие высокой механической прочности и неподверженности гниению, что обуславливает возможность повторного использования шпал на второстепенных путях, а также использования на особо грузонапряжённых участках пути. Однако и они не лишены недостатков. Им присуще такие свойства как недостаточная упругость, большая стоимость и вес, возможность усталостного разрушения бетона.

Уже в 60-е годы ХХ века на участке Бологое-Осташков ОКТ ЖД был уложен новый путь на железобетонных шпалах, поскольку дорога использовалась как испытательный рельсовый полигон. Фото: Алексей Алексеев
Уже в 60-е годы ХХ века на участке Бологое-Осташков ОКТ ЖД был уложен новый путь на железобетонных шпалах, поскольку дорога использовалась как испытательный рельсовый полигон. Фото: Алексей Алексеев

Именно запах креозота и создавал на железной дороге ни с чем не сравнимый аромат. Когда шпалы стали железобетонными, запах этот пропал. Аромат шпалопропитки стал явлением исчезающим и сохранился сегодня лишь на малодеятельных участках железных дорог общего пользования, подъездных путях и на внутризаводских территориях, где путь всё ещё остаётся уложенным на деревянные шпалы с креозотной пропиткой. В Ростове-на-Дону до сих пор изготавливаются шпалы Рязанского шпалопропиточного завода, старейшего предприятия в отрасли (существует с 1880 года), продукция которого пропитывается каменноугольным маслом (креозотом).

Статья подготовлена с использованием отрывков из книги А.Б. Вульфова "Повседневная жизнь российских железных дорог", глава "Запахи чугунки".

-10