Найти тему
Классическая ГИТАРА

Проблема музыкантов: как бороться с потерей слуха?

Игра на гитаре — это боль. Сначала мы страдаем от волдырей на кончиках пальцев, чрезмерно растянутых сухожилий, утомлённых мышц и ограниченного диапазона движений. С практикой эти препятствия проходят, и мы легко играем. Пока можем.

Акустические гитаристы, как и все остальные, должны справляться с физиологическими изменениями из-за старения, часто включающими частичную потерю слуха. Смогли бы вы годами скрывать значительную потерю слуха, вызванную шумом, из страха перед молчаливым клеймом коллег?

Потеря слуха, пожалуй, самая жестокая для акустических музыкантов. Лекарства нет. Шум современной жизни сам по себе может повредить слух, а воздействие звуков с высокими децибелами, таких как громкие концерты, представляет особый риск.

Современные слуховые аппараты по своей конструкции ужасно воспроизводят музыкальный звук, поэтому ваша великолепная гитара может теперь звучать как картонная. Если вы профессиональный музыкант, клеймо признания того, что вы имеете дело с потерей слуха, вызванной шумом, может сдерживать обращение за помощью. Излишне говорить, что всё это также наносит психологический урон.

Американский гитарист Боб Миннер говорит: «Если вы работаете музыкантом какое-то время, выступая на концертах около десяти лет, у вас обязательно будет потеря слуха. Тип и степень потери слуха могут быть разными. Это индивидуально».

Видео: «AULD LANG SYNE 2019».

За годы гастролей и выступлений везде, от клубов и фестивалей до больших арен, записи на суперконкурентной студийной сцене Нэшвилла и полевых джемов, Боб Миннер многое узнал о том, как акустические гитаристы могут — и не могут — справиться с потерей слуха.

Всё начинается с признания того, что ваш слух нарушен. «Сначала вы игнорируете это. Вы включаете погромче усилитель, телевизор, стереосистему и так далее. Но в конце концов вы достигаете порога, когда замечаете, что всё звучит по-другому.

Когда музыканты говорят о потере слуха, есть клеймо, которое может заставить других музыкантов смотреть на вас косо, не хотеть нанимать вас или работать с вами. Но у этих музыкантов, вероятно, тоже есть потеря слуха. Молчание об этом — способ защитить себя. Мы гордимся тем, что являемся профессиональными музыкантами, поэтому часто отрицаем реальность».

Для Боба Миннера преодоление этого препятствия было только первым шагом. Когда он всё же обратился за помощью, просто найти аудиолога с опытом лечения гитаристов оказалось непросто.

Аудиотестирование в безэховой камере ответило на множество вопросов. Он уже знал, что у него потеря слуха на левое ухо. Тестирование не только обнаружило NIHL («Noise-induced hearing loss », потеря слуха, вызванная шумом) в обоих ушах, но и предоставило показательную аудиограмму, показывающую значительную разницу в частотной характеристике между левым и правым ухом. Это дало необходимые данные.

Используя эти диаграммы, Боб Миннер нашёл слуховые аппараты, запрограммированные на усиление или ослабление частот по-разному между двумя ушами, в частности, с параметрическим эквалайзером для каждой стороны. Эти приспособления помогли ему лучше слышать свою жену в шумных ресторанах, и это всё, для чего они действительно созданы. Это помогло ему в жизни, но он по-прежнему ощущал большую разницу в восприятии музыкального звука при использовании слуховых аппаратов.

«Когда я слушаю отличную акустическую гитару, моя реакция не такая, как у людей с хорошим слухом. Я всё ещё могу сказать, что хорошо, а что плохо. Но вы должны понимать, что независимо от стоимости гитары, ничто не заменит того, как вы слышите свой инструмент».

Брайан Си-Джей Мур, доктор и заслуженный профессор Кембриджского университета в Великобритании, является ведущим мировым исследователем, изучающим, как NIHL влияет на человеческое восприятие музыкального звука. Он также хорошо разбирается в недостатках электронных слуховых аппаратов, используемых музыкантами.

«Внутреннее ухо очень метаболически активно. Таким образом, если волосковые клетки стимулируются слишком сильно, это вызывает метаболическое повреждение мышц, как это может случиться с мышцами марафонца. Шум убивает волосковые клетки».

Интенсивные кратковременные звуки, такие как громкая обратная связь усилителя, также могут вызвать механическое повреждение улитки.

Своим товарищам-гитаристам, ищущим способы улучшения слуха, Мур предлагает такой совет: проверьте частотную характеристику любого слухового аппарата, который вы собираетесь использовать. Большинство из них работают только в диапазоне 200–5000 Гц, что достаточно для распознавания речи, но ужасно для музыки, потому что отсекает высокие и низкие частоты.

«Так что скажите аудиологу, что вам нужны вспомогательные средства с максимально широким частотным диапазоном, а затем настройте специальную программу, чтобы максимально использовать этот диапазон», — советует он. Лучше всего использовать верхний диапазон не менее 10000 Гц.

Но даже со специальным программированием современные системы, разработанные для усиления человеческой речи, не имеют технологии для адекватного воспроизведения музыкального звука. Работая совместно с Муром, фирма Earlens (где Мур является оплачиваемым консультантом) разработала технологию слуховых аппаратов, устраняющую многие недостатки, с которыми музыканты сталкиваются при использовании обычных аппаратов.

Специалист выполняет установку такого аппарата без хирургического вмешательства во время первого визита к врачу, после чего следует сеанс с аудиологом для калибровки и настройки восприятия звука для пользователя. Слуховые аппараты Earlens покрывают очень широкий частотный диапазон при полностью открытом слуховом проходе. По утверждению разработчиков, с ними можно слышать намного больше музыки.

По материалам публикации (англ.).