Найти в Дзене

НЕБОЛЬШОЙ ОЧЕРК О СТАРОМ СОВЕТСКОМ ФИЛЬМЕ "ВО БОРУ БРУСНИКА "



.

.



Из самых последних, (хотя и не новых, а старых ) фильмов, которые мне довелось увидеть , понравился фильм под названием Во бору брусника , снятый в 1988 году режиссером Евгением Васильевым , фильм я посмотрел ночью по каналу Звезда. Сразу же подумал о том, что фильм снят по рассказам славных писателей -деревенщиков , и не ошибся, узнав что фильм поставлен по мотивам двух рассказов писателя -деревенщика Леонида Фролова из компании Валентина Распутина и Вячеслава Шугаева. И хотя, Леонид Фролов не получил такой известности, как деревенщики Астафьев, или Белов , он им близок. Как кто то хорошо заметил из священников, Говоря о земле, «деревенщики» на самом деле говорили о Небе...Теперь, собственно, о фильме. Нужно начать с самого названия фильма, оно символичное. Брусника (олицетворяющая одинокую женскую долю после войны) как известно долго хранится, даже под снегом, однако, она же и осыпается к поздней осени. Если ее не собрать, если она не окажется нужной, она и пропадет. Ненужными и отцветающими как поздняя брусника ощущают себя многие женщины. Не всем им, после войны улыбнулось счастье.



С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПОВЕСТВОВАНИЕ ФИЛЬМА

.

.

А начинается фильм с того, что Александр Петрович Егоров (главный герой фильма)вернулся в родную деревню с фронта инвалидом. Не прошло и года, как он овдовел, и на его попечении остались четверо детей .Так бы и жил Егоров один , с детьми, если бы не случай , сведший его с деревенской красавицей Ксенией. В фильме все связано. Ксения была когда-то невестой младшего брата Александра Петровича, сгинувшего на войне. А началось все с потерявшейся коровы по имени Пеструха, которую, Ксения отправившись искать, потерялась в лесу сама, и наверное погибла бы , если бы ее не нашел Егоров. Находится в конце концов и корова, уведшая была свою хозяйку на самый край света, прямо к ее умершему жениху которого она уже видит , потеряв в лесу сознание .Вообще вся сцена в лесу, с потерянной женщиной снята удивительно.

Запомнилась присказка Ксении , (возможно, сохранившаяся с времен славянского язычества) обращенная к сороке, "Ты сорока белобока ,научи меня летать, невысоко, недалеко, так, что б милого видать". Нужно отметить, сорока услышала обращенное к ней стихотворение, ее "милый" ее нашел в лесу. На самом деле кроме этой присказки, в фильме много других интересных присказок, или песен, чем этот фильм, (как и проза многих других деревенщиков ) интересна. А через время, Ксения родила Александру сына Василия….

Таково содержание первой части.



КАСАЯСЬ ВТОРОЙ ЧАСТИ КАРТИНЫ ВО БОРУ БРУСНИКА


.

.

.


Вторая часть (в которой действие переносится в город) несколько контрастна по отношению к первой части картины, начинаясь с того, что прожившие много лет Александр Егоров и Ксения собираются навестить своих давно уже взрослых , покинувших их детей. Происходит это после того, как первый сын Василий, приезжает к ним , по присланной телеграмме сам, но не находит общего языка с родителями, после чего Александр и Ксения сами едут в город. Контрастна вторая часть фильма и тем, что она поставлена с юмором, сквозь который , прочитывается некоторая грусть, сопровождающая эту часть. И это не столько грусть по прожитым годам, сколько грусть по несбывшемуся ,утекшему сквозь годы... Так может быть, морская вода, у которой оказываются полностью седые Александр и Ксения, со своим внуком, клянчащим у старика деньги , набежавшая на берег, утекает сквозь песок…На мертвом песке ,даже от живой воды морской не вырастут цветы. Связана эта грусть и с тем, что не все дети оказались устроенными. Да и жизнь в городе, не так хороша, первозданна, и чиста, как в деревне.

-2

О ПОВЗРОСЛЕВШИХ ДЕТЯХ ЕГОРОВА И КСЕНИИ

.

.

.
Первый сын оказался в командировке в Африке. Второй сын оказывается алкоголиком. Но даже не смотря на алкоголизм, в нем читается честность, и может быть юродивое, но благородство. Третий сын оказывается более устроенным, но похоже, ему не до своих постаревших родителей. Трогательна сцена, в которой старик Егоров вспоминая бои на крымском побережьи , заблудившись, теряет сознание, и к нему приходят на помощь проезжающие на мотоцикле молодые люди , и увозят его в поселок. Как и Ксения потерявшая сознании в лесу , и видящая умершего жениха, Егоров в бессознательном состоянии видит свою первую жену, эта сцена выразительна. Странно, но даже не смотря на атеизм эпохи СССР , во многих советских фильмах удавались именно мистические видения отдельных героев, воспринимающиеся как-то очень достоверно . Объясняется это связью с войной ,связью живых с умершими, которая и составляет и традицию и культуру, и религию . На самом деле фильм интереснее смотреть, чем о нем рассказывать.

__________

P. S.

.

А в завершении, я бы отметил, что фильм, если не сюжетом, то атмосферой напоминает Калину Красную, но снят он ничуть не ниже, ни сюжетно, ни психологически, ни художественно, не смотря на то, что картина "Во бору Брусника" не получила такой же широкой известности как ранее снятая "Калина Красная".