Культура поведения на поклонах — важнейшая часть театрального этикета, как для актёра, так и для зрителя. Это уникальный момент близкого и доверительного контакта тех, кто находится по разные стороны рампы. "Вас, зрителей, надо уважать — во имя этой бесспорной истины сложилась, к примеру, традиция выхода на поклоны, когда мы по окончании спектакля кланяемся вам, благодаря за приход ваш и прощаясь с вами..." — писал великий артист Ростислав Плятт.
Публика благодарит участников спектакля за их труд, за положительные эмоции, которые испытала за прошедшие два-три часа. Актёры, в свою очередь, выражают признательность зрителям за внимание, потраченное на спектакль время, живой отклик на их игру. Поклоны и аплодисменты — моментальная "обратная связь" для театра, ведь чем громче и продолжительнее овации, тем яснее, что #спектакль понравился. И наоборот, если хлопают вяло, не слышно криков "Браво!" и люди, не дождавшись ухода артистов со сцены, равнодушно бегут в гардероб — повод насторожиться.
Можно списывать всё на невоспитанность отдельных зрителей, которым в детстве не объяснили, что поклон — это тоже часть спектакля, и в одностороннем порядке игнорировать её невежливо. Но всё-таки стоит задуматься: почему люди не захотели продлить общение на несколько минут? С понравившихся спектаклей и концертов не спешат уйти, наоборот, стремятся продлить удовольствие и долго не отпускают артистов со сцены... Их вызывают, чтобы подарить цветы, выразить восхищение их мастерством, ещё раз полюбоваться на персонажей #пьесы в их исполнении. Отказ наградить исполнителей аплодисментами — плохой знак для режиссёра...
Откуда взялась традиция поклонов после спектакля?
Существует миф, что обычай кланяться после выступления берёт начало в русском крепостном театре, когда актёры были подневольными, и били поклоны перед барином, соизволившим посмотреть представление. На самом деле это не так, поклон "старше" крепостного права в России, и не ограничивается географическими рамками нашей страны. Хотя, конечно, первый поклон артистов императорских театров всегда был — царю на ложу.
История западноевропейского театра, которая, как известно, исчисляется веками и сотнями веков, хранит память о сценических поклонах и аплодисментах в самые разные эпохи. Когда именно началась эта традиция в драматическом театре, уже никто точно не знает. Есть исторические предположения, что поклоны существовали ещё в античности, но назвать даже приблизительную дату исследователи затрудняются. Австралийский исследователь Гей Макколи считает, что традиция в сегодняшнем её понимании оформилась лишь в начале 1800-х годов. В романе "Жизнь и приключения Николаса Никльби" Чарльз Диккенс описывает, как зрители "вызывают" актёров после успешного шоу (1839). В театре классицизма нормативная эстетика предписывала свершать поклон одной головой при неподвижном теле.
В древнегреческой мифологии есть персонаж Кротос, то ли божок, то ли кентавр. Это существо, которому приписывают покровительство всем выступающим на сцене, а также изобретение аплодисментов. Кротос жил на горе Геликон, и был поклонником пения муз, выражая свой восторг хлопками...
Собственно, сколько видов театрального искусства было, столько и типов поклонов. В зависимости от органики, от актерской природы, стиля игры, типа представления процесс разрушения контакта с персонажем происходит по-разному.
"На сегодняшний день практически во всех видах современного искусства поклон занимает отдельную нишу. Существует целый «театр поклонов», со своей игрой глаз, оригинальной пластикой рук и движениями тела. Будь то легкий и непринужденный книксен дебютантов, глубокий реверанс артистов оперы и балета, а может трагический или надменный поклон актеров драмы — все они несут в себе четкий подтекст..." (Роговец, О. В. "Поклон в хореографическом искусстве: исторические преобразования и культурная значимость")
Постановочный поклон
Иногда эстетика спектакля требует специальной постановки поклона — почти как самостоятельного номера (с танцем, пантомимой, коротким скетчем и так далее). Зрителям предлагается включиться в эту игру. Иногда это вызывает сопротивление ("Не хочу аплодировать под музыку, в навязанном ритме, как на детском празднике!"), но в большинстве случаев публике нравится, когда поклон эффектно и остроумно обыгран. В театре часто говорят, что умение ставить поклоны для режиссёра — как навык оформления букета для цветовода... Оно прикладное, вспомогательное, но украшает спектакль, помогает завершить его на позитивной ноте.
В век режиссёрского театра потребность в художественной целостности спектакля распространилась и на поклон. Его репетируют, как и основное действие. Исходя из жанра, он может быть шутливым, торжественным, с одним или несколькими циклами выходов. Особый случай — когда поклон отсутствует, это редкое явление, но оно также обусловлено жанром. Трагедии, тяжёлые документальные драмы, атмосферные спектакли, требующие от зрителя немалых душевных затрат, по окончании ещё долго "живут" в душе зрителя, и поклон может разрушить впечатление, сбить с раздумья. Поэтому не удивляйтесь, если столкнётесь с таким приёмом — он вовсе не означает, что театр относится к вам без должного уважения. Напротив, это сделано для того, чтобы помочь вам сберечь настроение.
Читайте также на нашем канале:
Русский водевиль 19 века: люди и судьбы
Как выучить большую роль
Из истории театрального билета