Где-то на рубеже 1913-1914 годов внимание русской контрразведки привлек к своей персоне благообразный старик Г, с располагающей внешностью, проживавший в Варшаве (о нем смотри публикацию «Старичок - «боровичок»).
Контрразведчиков заинтересовало, с какой целью в своей Варшавской квартире, где Г. проживал вместе с сыном, старик создал эдакий маленький клуб для офицеров гарнизона Варшавской крепости. И зачем он сводил вместе офицеров, которые жили изолированно на территории отдельных фортов крепости. Г. организовал у себя на квартире место свидания этих офицеров. Здесь они могли за скромную плату не только выпить рюмку водки, но даже сыграть в карты, развлечься иным способом. Понятно, что офицеры, не стесняясь, часто вели разговоры на злободневные военные темы, обсуждая, в том числе, проблемы по службе, разбирая новые приказы и т.д.
Потому, как бы между прочим, Г. организовали знакомство с писарем штаба Варшавского военного округа. Г. решил воспользоваться знакомством. Начал с того, что попросил писаря напечатать ему что-то на машинке, а затем, за должное вознаграждение, разумеется, предложил делать копии секретных документов.
Писарь согласился и предложил Г. копию документа с секретным описанием приграничных крепостей русской армии. Г. охотно заплатил за эту копию, отпечатанную на машинке. Откуда ему было знать, что писарь откопировал ему на машинке, присланную в штаб Варшавского военного округа, изданную Генштабом империи типографским образом и разосланную по округам, копию документа немецкого Генерального штаба (ее перевели на русский язык), изданного для воинских штабов Германской армии. Это был свод материалов, добытых германской разведкой о приграничных крепостях России.
После того, как Г. ушел с приобретением к себе домой, за ним некоторое время наблюдали, а затем нагрянули с обыском. В ходе обыска были найдены не только эта копия, но и переписка отца и сына Г. с резидентом германской разведки, которую Г. хранили в тайнике под мраморной доской умывальника.
Отец и сын Г. были взяты с поличным и хорошей доказательной базой. Последнее было особо важно из-за несовершенства законодательства империи и позиции судов, часто отпускавших обвиняемых из-за прорех в законах.
Так, к примеру, с 1900 по 1910 год в Варшавском военном округе контрразведка округа выявила и арестовала почти полторы сотни агентов иностранных разведок. Посадить удалось лишь тридцать три человека. Прочих суды выпустили за недостатком доказательств или отсутствием нужной статьи в законодательстве.
Что же касается Г. и его сына им «посчастливилось» отбыть в Сибирь для знакомства с тамошней природой.
(Источник: Н.С. Батюшин)