Найти тему
@chitayte_detyam

Однажды в музее пыток появится книга

С этой мысли начинается "Как роман" французского педагога и писателя Даниэля Пеннака. Эссе впервые было издано в 1992 г. В нём автор сформулировал свод правил, которые позже назвали "Декларацией прав читателя".

Философия Пеннака базируется на вроде бы очевидном: насильно мил не будешь. Сделайте чтение удовольствием - и дети перестанут себе в нем отказывать.

Вот знаменитые 10 прав Пеннака.

  1. Право не читать. Иначе чтение станет обязанностью, а нам не оно надо. Я иногда даже ограничиваю чтение ("уже слишком поздно", "никаких книг - пора ужинать"), и сын выпрашивает возможность дочитать хотя бы главу.
  2. Право перескакивать. Можно пролистывать нудные описания (раньше делала так, но ругала себя, теперь не ругаю).
  3. Право не дочитывать. Мы не обязаны полюбить каждую работу каждого автора, даже из очередного "Топ-10 книг для настоящих интеллектуалов". Не понравилось - идём дальше.
  4. Право перечитывать. Понравилось - принимаем текст до полного насыщения. Даже если полки ломятся от гигантов литературы, а чадо упивается "Колобком".
  5. Право читать что попало. Хорошее и плохое познается в сравнении: чем шире читательский опыт, тем выше требования к текстам. Любую донцову можно переждать.
  6. Право на боваризм. Это почти о том же. Подросток упивается книгой, которая вам кажется пошлой? Отступите, дайте напитаться влюблённостью в первые только свои открытия.
  7. Право читать где попало. Да, даже в туалете. В моем Instagram почему-то именно этот пункт вызвал бурный протест.
  8. Право втыкаться. С книгами можно, как с постом в соцсети, – с любого места, пока не зацепишься взглядом за важное.
  9. Право читать вслух. Не заставляйте ребенка читать про себя. По интонациям, как минимум, будет ясно, насколько он глубоко в тексте.
  10. Право молчать о прочитанном. Общение с книгой – интимный процесс. Захочет – поделится.

Если откликнулось – прочитайте эссе целиком. Оно на подумать. Удивило, например, как совпадает описание наших вроде бы параллельных миров: французского и российского. Отуплящее ТВ, гаджеты, разруха в образовании. Но Пеннак приводит все эти причины детского нечтения с иронией.

Дети не читают не поэтому, а потому что мы слишком стараемся, слишком дрожим над книгами – усложняем то, что должно просто радовать.

-2