С этой мысли начинается "Как роман" французского педагога и писателя Даниэля Пеннака. Эссе впервые было издано в 1992 г. В нём автор сформулировал свод правил, которые позже назвали "Декларацией прав читателя".
Философия Пеннака базируется на вроде бы очевидном: насильно мил не будешь. Сделайте чтение удовольствием - и дети перестанут себе в нем отказывать.
Вот знаменитые 10 прав Пеннака.
- Право не читать. Иначе чтение станет обязанностью, а нам не оно надо. Я иногда даже ограничиваю чтение ("уже слишком поздно", "никаких книг - пора ужинать"), и сын выпрашивает возможность дочитать хотя бы главу.
- Право перескакивать. Можно пролистывать нудные описания (раньше делала так, но ругала себя, теперь не ругаю).
- Право не дочитывать. Мы не обязаны полюбить каждую работу каждого автора, даже из очередного "Топ-10 книг для настоящих интеллектуалов". Не понравилось - идём дальше.
- Право перечитывать. Понравилось - принимаем текст до полного насыщения. Даже если полки ломятся от гигантов литературы, а чадо упивается "Колобком".
- Право читать что попало. Хорошее и плохое познается в сравнении: чем шире читательский опыт, тем выше требования к текстам. Любую донцову можно переждать.
- Право на боваризм. Это почти о том же. Подросток упивается книгой, которая вам кажется пошлой? Отступите, дайте напитаться влюблённостью в первые только свои открытия.
- Право читать где попало. Да, даже в туалете. В моем Instagram почему-то именно этот пункт вызвал бурный протест.
- Право втыкаться. С книгами можно, как с постом в соцсети, – с любого места, пока не зацепишься взглядом за важное.
- Право читать вслух. Не заставляйте ребенка читать про себя. По интонациям, как минимум, будет ясно, насколько он глубоко в тексте.
- Право молчать о прочитанном. Общение с книгой – интимный процесс. Захочет – поделится.
Если откликнулось – прочитайте эссе целиком. Оно на подумать. Удивило, например, как совпадает описание наших вроде бы параллельных миров: французского и российского. Отуплящее ТВ, гаджеты, разруха в образовании. Но Пеннак приводит все эти причины детского нечтения с иронией.
Дети не читают не поэтому, а потому что мы слишком стараемся, слишком дрожим над книгами – усложняем то, что должно просто радовать.