Найти тему
культшпаргалка

Как получаются пианисты

Оглавление

Когда-то пианино было в каждом мало-мальски состоятельном доме, а в благородных семействах в гостиной обязательно стоял рояль.

"Рояль был весь раскрыт..."

Гаммы, арпеджио этюды были частью звукового фона жизни. А игра на фортепиано (или на другом инструменте) - культурной нормой. Во многих учебных заведениях (от гимназий до университетов) были музыкальные классы. Чиновники, правоведы, офицеры, врачи, политики, писатели и художники - все через одного играли, хотя бы немного, на рояле.

Если бы они этого не делали, не было бы, к примеру, русской классической музыки, потому что все наши отечественные гении вышли из любительского музицирования, которым занимались в свободное от основной профессии время.

Глинка был госслужащим, Чайковский - юристом, Бородин - химиком, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков и Мясковский - военными. Очень многие композиторы в детстве начинали с домашней игры на рояле (для общего развития) под руководством своих матерей, которые тоже играли на рояле, как и их матери.

Aurélio de Figueiredo - Menina ao piano. 1892
Aurélio de Figueiredo - Menina ao piano. 1892

Фортепианное перепроизводство

В иерархии инструментов XIX века рояль занимал первое место. Естественно, что концентрация пианистов в то время была избыточно высока.

Недаром Сен-Санс в своей знаменитой "Зоологической фантазии" между курами, петухами, черепахами и слонами вывел и 👉"Пианистов" в качестве отдельного отряда млекопитающих, непрерывно издающих громкие фортепианные звуки.

Но без острой конкуренции не было бы ни феерической виртуозности Листа, ни прекрасных фортепианных садов Шопена, ни многого другого, что и в XXI веке услаждает наш слух.

Теперь картина совершенно другая. Домашнее музицирование отодвинулось в историческую тень, пианино вместе с бабушкиным комодом перешло в разряд мебельного хлама. Подавляющее большинство людей не слушают классику вообще никогда, но - парадокс - пианистов по-прежнему очень много. Причём хороших, очень хороших пианистов.

Как и почему это получается? Чем мотивированы эти дети, живущие в сегодняшнем мире, бесконечно далеком от Бетховена и Брамса? И как удаётся их педагогам в течение долгих лет нелёгкого обучения (полный цикл занимает семнадцать лет) не убить интерес к музыке ежедневным тренингом? И как потом этим ребятам найти применение результатам своих титанических трудов и своей одарённости на всё сужающемся рынке фортепианной сцены?

⭐Как выжить в музыкальной школе?

Но факт остаётся фактом: инерция активного производства пианистов высокого качества действует и в XXI веке.

Этому поражаешься каждый раз, когда смотришь большие международные фортепианные конкурсы. Абсолютно все, кто проходит на второй тур, играют не просто отлично, а блестяще. И глубоко ошибаются те, кто думают, что это блеск без содержания. У каждого из этих пианистов есть реальная перспектива стать действительно большим, выдающимся музыкантом. Другое дело, как сложится их жизнь и карьера.

Неестественный отбор

Никто не любит конкурсы. Это суровая необходимость, без которой практически невозможно построить профессиональную карьеру.

Проблема заключается в том, что расставить исполнителей по ранжиру - невыполнимая задача. На верхних этажах творческого мира нет вертикалей, здесь царит разнообразие уникального.

Это понимают все, кто сидит в жюри, но оценивать конкурсантов по принципу "лучше-хуже" им всё равно приходится. Как они это делают? И каковы критерии этого противоестественного отбора?

Один из членов жюри Конкурса королевы Елизаветы, который сейчас проходит в Брюсселе, бельгийский пианист и преподаватель Музыкальной капеллы королевы Елизаветы Жан-Клод Ванден-Эйнден , очень интересно высказался на этот счёт в интервью корреспонденту газеты "La Libre".

-3

Вот несколько цитат.

"Много призванных, но мало избранных"

"Сегодня мы видим всё больше и больше фантастически одаренных молодых людей, но великие музыканты, художники, яркие личности всё так же редки, как и раньше: много призванных, но мало избранных. Самая большая трудность для музыканта - найти точку равновесия между стилем музыки, традицией исполнения, намерениями композитора и многими другими важными вещами".

Невероятное из очевидного

"Но самое главное состоит в том, чтобы найти личное видение архиизвестного произведения. Я помню один концерт Святослава Рихтера, где он играл опус 110 Бетховена, над которым я как раз работал, и вся эта музыка вдруг показалась мне совершенно новой!
Главное, что делает исполнителя настоящим художником, так это способность сделать из очевидного удивительное, и это зависит от искренней веры в то, что ты делаешь. Тогда рассудок уходит на второй план, и результат превосходит тебя самого".

⭐Королева Бельгии пришла послушать выступление Сергея Редькина на конкурсе пианистов в Брюсселе

Как получаются пианисты

"Первое условие - раннее начало: идеально - в 5 или 6 лет (хотя ребенок может обнаружить свой музыкальный дар и раньше). Главный этап обучения - от 7 до 14 лет, к этому возрасту вся техника должна быть на месте, но мне знакомы и исключения из этого правила…
В связи с этим необходимо срочно включить изучение музыки в программу начальной школы, чтобы уже на раннем этапе выявить молодые таланты и, самое главное, обогатить детское развитие. Музыка - это не просто искусство развлечения, она является важным вектором образования".

⭐Надо ли учить детей музыке?

Кто эти люди - финалисты конкурса?

-4
"Что касается тех невероятных виртуозов, которые выступают в этом году на нашем конкурсе, то их пути в музыке одинаковы в общих чертах.
Во-первых, каждый из них с детства имел особые природные данные, которые позволяют ребёнку быстро продвигаться в обучении. Во-вторых, труд, и не просто труд, а тяжёлая ежедневная работа. Затем дисциплина, которая помогает сохранить баланс между работой и удовольствием, это очень важно. И, наконец, человеческая культура.
Все это смешивается и закручивается во внутренней воронке, из которой рождается качество игры, непосредственно вытекающее из мысли музыканта. И это качество становится твоей особенностью, частью тебя, как голос".

⭐Сколько стоит научить ребёнка музыке у нас и на Западе?

Остался финал

24 мая состоится финал Конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе. В нём примут участие шесть очень ярких пианистов (в начале было 58), в том числе трое российских: Виталий Стариков, Дмитрий Син и Сергей Редькин.

⭐"Гениальный и изобретательный русский": бельгийская пресса о молодом российском пианисте

Финалисты будут играть по два концерта с оркестром: один по собственному выбору, другой - современного французского композитора Бруно Мантовани. Его сочинение называется D'un jardin féérique (Из сказочного сада). Финалисты должны разучить его самостоятельно в течение недели в условиях полной изоляции от педагогов и друг друга.

За два дня до финала королева Бельгии Матильда даст виртуальный приём финалистам.

Первым - 24 мая в 21.20 час по Москве выступит Виталий Стариков. Он будет играть Первый концерт Чайковского. Расписание выступлений других участников, онлайн-трансляции, а также заключительный гала-концерт (он состоится 9 июня) можно посмотреть на 👉сайте конкурса.

Р.S.

Между прочим, выступление всех финалистов будут транслироваться не только на сайте конкурса, но на общественных теле и радио каналах Бельгии. Для сравнения - финал XVI конкурса Чайковского 2019 года не показал НИ ОДИН российский канал.

На верхнем фото - Евгений Кисин.

СПАСИБО🌺 за лайки и комментарии!

На любую тему можно найти статьи и музыку на сайте Культшпаргалки