Найти в Дзене

Ремарк, Эрих Мария

Оглавление

Э́рих Мари́я Рема́рк (нем. Erich Maria Remarque, при рождении Эрих Пауль Ремарк, Erich Paul Remark; 22 июня 1898, Оснабрюк — 25 сентября 1970, Локарно) — немецкий писатель XX века, представитель «потерянного поколения». Его роман «На Западном фронте без перемен» входит в большую тройку романов «потерянного поколения», изданных в 1929 году, наряду с произведениями «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя и «Смерть героя» Ричарда Олдингтона.

Эрих Мария Ремарк был загадкой, человеком, полным противоречий. Он восхищался стильными женщинами, импрессионистским искусством, старинным кабриолетом Lancia и модным Bugatti, а также китайским искусством из династии Тан и был одержим пацифизмом, свободой слова и неприкосновенностью частной жизни. Второе имя, данное ему при рождении, Пауль, он заменил на Марию, имя своей матери.

Характерные черты творчества

Представитель «потерянного поколения», Ремарк пережил две мировые войны. Как и Хемингуэй, в своем творчестве он много внимания уделял воюющему солдату, жертве войны. Характеризуя своих современников как «жестких... боящихся чувств, не доверяющих ничему, кроме неба, деревьев, земли, хлеба, табака, которые никогда не обманывали ни одного человека», он попытался изгнать свою собственную послевоенную травму, воссоздавая на бумаге аморфный ад Западного фронта.

-2

Биография

Ранние годы

Его жизненный путь был долгим и насыщенным событиями. Отцом Эриха был переплетчик и мастер-машинист Петер Франц Ремарк, мать звали Анна Мария Ремарк (Шталькнехт в девичестве). Родители были потомками набожных французских католиков, экспатриированных в Рейнскую область после Французской революции.

Ремарк был третьим ребенком в семье. Старшей была сестра Эрна, после нее в 1896 году родился Теодор Артур, умерший в возрасте пяти лет. В 1903 году появилась Эльфрида, его младшая сестра. Все дети, воспитанные в строгой католической семье, посещали местную Präparande, приходскую школу, где будущий писатель часто сталкивался со школьным руководством, особенно с профессором Коншореком, которого он позже использовал при создании образа Канторека. Чтобы заплатить за школьные учебники, рыбу для своего аквариума и некоторые детские прелести, Ремарк, будучи талантливым пианистом и органистом, давал уроки игры на фортепиано молодым девушкам, которых часто больше интересовала его внешность, чем педагогика.

-3

Когда позволяло время, он собирал бабочек, камни и штампы, был членом гимнастического клуба, ловил рыбу в реке Поггенбах, демонстрировал фокусы, занимался сочинением стихов и эссе.

Военное время

Биография Эриха Марии Ремарка наполнена драматическими событиями. 26 ноября 1916 года его призвали в армию в качестве пехотинца, и он прошел базовую подготовку в лагере Вестерберг в Оснабрюке. Затем его перевели в Целле, оттуда он приезжал в больницу навещать свою мать, больную раком. Она скончалась от болезни в сентябре 1917 года. Траншейная война избавила его от юношеского идеализма, особенно после того, как он вытащил своего приятеля Троске из-под вражеского огня и тот умер из-за осколочного ранения в голову.

-4

Ранение

Ремарк с осколками гранаты в шее, левом колене и правом запястье вышел из боя 31 июля. Какое-то время он подрабатывал уборщиком. В нерабочее время он встречался с дочерью офицера, приступил к написанию своего первого романа и положил на музыку стихи Людвига Бате. Присоединившись в октябре к отряду пехоты, он был объявлен годным для службы всего за четыре дня до перемирия.

Послевоенная жизнь

Уволившись в 1918 году с медицинской службы, он перенес послевоенную травму и разочарование. Это был тяжелый период в биографии Эриха Марии Ремарка. Ранение положило конец его надеждам на карьеру концертного пианиста, а сам он продолжал скорбеть по поводу смерти его матери. Он поселился в специальном заведении для ветеранов, где возглавлял студенческую ассоциацию, которая восстала против того, что с ветеранами войны обращались, как с подростками.

Карьера

С 1919 года сначала служил учителем, но уже через год разочаровался в профессии и сменил множество занятий: работал торговым служащим, бухгалтером, продавцом надгробных памятников, воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных, давал уроки игры на фортепиано… Впечатления этого периода жизни впоследствии легли в основу романа «Чёрный обелиск».

-5

Начало литературной деятельности

В это же время, скрывая послевоенную травму под публичными проявлениями остроумия и элитарности, он все еще переживал муки военного времени, что повлияло на его творчество.

Эрих Мария Ремарк в течение пяти недель сочинил Im Westen nichts Neues (буквально «На Западе - ничего нового»), который по частям публиковался в журнале Vossische Zeitung, а затем был издан как роман. Хотя издатели скептически относились к тому, что послевоенный читатель все еще интересовался Первой мировой войной, в том же году разошлось полтора миллиона экземпляров пацифистского бестселлера Ремарка, который у нас знают под названием «На Западном фронте без перемен». Тогда же он был переведен на двадцать девять языков.

Немецкая лига офицеров, услышав о выдвижении Ремарка на Нобелевскую премию, поставила под сомнение мудрость шведского комитета при рассмотрении этого предложения. Самые сильные голоса против Ремарка принадлежали национал-социалистической партии, ультранационалистической группе, которая обвинила его в намеренном создании антигероя с целью очернить войну и в унижении Германии. Ремарк отказался от интервью, назвав свою работу неполитической.

-6

  • Следует сказать, что его произведения наполнены особой мудростью. Даже те, кто не читал их, скорее всего знакомы с цитатами Эриха Марии Ремарка:
Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого ты в прошлом любил. («Триумфальная арка»)
Смерть одного человека – это смерть, а смерть двух миллионов – это только статистика. («Черный обелиск»)
Родиться глупым не стыдно, стыдно только умирать глупцом. («Три товарища»)
Дай женщине пожить несколько дней такой жизнью, какую обычно ты ей предложить не можешь, и наверняка потеряешь ее. Она попытается обрести эту жизнь вновь, но уже с кем-нибудь другим, способным обеспечивать ее всегда. («Триумфальная арка»)
-7