Общепризнанным оценочным критерием среди критиков литературы и кинематографа, демонстрирующим верх мастерства автора, является его умение посредством символики, аллюзий и контекста высказываться на актуальные, но цензурируемые или даже табуируемые темы.
Американской писательнице Сьюзен Коллинз удалось создать роман-бестселлер, покоривший читателей эпичным оформлением сюжета и смысловой составляющей произведения в целом. Даже в искусстве современного общества цензура по-прежнему не позволяет выражать всё то, что должно быть высказано, то есть донесено до зрителя, однако создательница знаменитой трилогии сумела воспроизвести действительность в рамках антиутопического мира будущего.
Экранизация книг помогла популяризировать произведения среди молодёжи, что безумно важно для увеличения масштабов обсуждения проблем, затронутых в фильме (книге). Успешное сочетание популярно-фантастического жанра и социально-политического подтекста привлекли к картине огромную аудиторию, поспособствовавшую акцентированию внимания мирового сообщества на актуальных темах.
1. Тема "Север - Юг" в первые же минуты просмотра всплывает в подсознании как очевидная ассоциация. Громадное разделение между богатыми и бедными: развитыми государствами и странами "третьего мира". В период написания романа проблема баланса денежной массы в мире (из-за эксплуатации европейскими державами дешёвых ресурсов стран Ближнего Востока и Африки) стояла весьма остро. Проблема действительно глобальная и требует особого внимания для дальнейшего решения.
2. Бесперебойные военные конфронтации на фоне навязанной людям иллюзии о всеобщем мире и порядке. В Америке, как и в России, очень спорной является тема иракского конфликта, а точнее американской интервенции в Ирак (как и российской, в принципе). Основная мысль, которую закладывал президент Сноу в ежегодный турнир "Голодные игры", в общих чертах, гласила: безжалостная борьба как напоминание о жертвах гражданской революции; по сути, война ради мира.
Повестка ясна и без пояснений: уже многие годы правительство США оправдывает преследование личных интересов на территории Ирака предотвращением угрозы терроризма, что, в свою очередь, можно перевести на "телевизионный" язык (язык масс) как война ради мира.
3. Аллюзия на мнимые выборы и эфемерность существующей демократии. В последней части трилогии в сюжет вводится ещё один центральный персонаж президент Койн. Используя нарастающее недовольство народа действующей властью, она вместо планирования проведения коренных изменений в системе государственного управления просто намеревается совершить символическую рокировку и занять место Сноу. (Пример актуален для американской и европейской политических систем; в российских реалиях возможен только единственный вариант - абсолютизм).
Работа как сценариста, так и режиссёра заслуживает больших похвал. Динамичная, интригующая картина с глубоким смысловым наполнением - весьма редкий товар на современном кинематографическом рынке!