Найти тему
Smapse News: Образование и наука

Патриотизмом и не пахнет: как старшеклассники относятся к родине

Оглавление

Социологические исследования показывают, что многие ученики старших классов видят мало поводов для гордости своей страной. В чем проблема?

Результаты исследования

Не так давно социологи из Московского Государственного Университета провели в общеобразовательных школах исследование на тему политико-психологического анализа гражданственности российских старшеклассников. Результаты исследования оказались неожиданно интересными. Оказалось, что позитивно к своей стране относятся всего 29,5% обучающихся, а негативно – чуть меньше, 25,5%. Это говорит о том, что больше трети учеников старших классом даже не могут сказать, как они относятся к своей стране.

При это почти половина опрошенных школьников не нашли поводов для гордости своей родиной. 7,6% опрошенных прямо заявили, что в России гордиться нечем, а 34,1% школьников вообще затруднились ответить на этот вопрос.

Чем же гордятся школьники? Несмотря на милитаризацию патриотизма и насаждение военизированного патриотизма, школьники по-прежнему гордятся народом России (6,4%), её культурой (6,2%), а также наукой (3,9%). Победа в Великой Отечественной вспомнилась всего 2,3%.

Что же касается символа достижений страны подростки выберут скорее что-то из сферы науки и техники (16,5%) или культуры и искусства (12,8%), чем из военной отрасли (3,7%). В целом победа в ВОВ собрала всего 0,7% голосов в качестве символа достижений нашей страны, ровно как и образование и чуть меньше чем Путин. Его предложили сделать символом всего 0,8% опрошенных.

Выводы специалистов

Исследователи отмечают, что гражданственность старшеклассников на данный момент находится всё еще в процессе становления, её актуальный уровень можно оценить как средний. Система представлений школьников о России отличается когнитивной бедностью, стереотипностью, разрозненностью и противоречивостью. Налицо выявляется явный недостаток у молодых людей исторических, политических и правовых знаний. И даже не столько знаний, сколько понимания значимости тех цифр, имен и фактов, которые они зазубривают на уроках истории и обществознания.

Говоря об эмоциональном отношении к своей стране, отмечается полярность взглядов детей. У старшеклассников присутствует резко негативное отношение к России как к государству и положительное отношение к России как к стране. Поведенческие установки и ориентации у старшеклассников еще недостаточно выражены, слабо соотносятся с вербальными заявлениями, что свидетельствует о декларативном характере позиции школьников. Они говорят одно, но в реальной ситуации могут повести себя совершенно иначе.

Неоднородное поколение

Нынешние старшеклассники являются возрастной когортой, весьма неоднородной по своим ценностным ориентациям и эмоциональному отношению к России. Возможно, это является отражением смены поколений, тогда более определенно можно будет говорить позднее, когда поколение Z полностью сформируется, станет понятно, чем оно отличается от более старших поколенческих общностей. Однако, в контексте рассматриваемой проблемы очевидно, что эта неоднородность многократно осложняет гражданско-патриотическое воспитание. Ведь разные ценности определяют разные векторы внимания и интереса, установки на разные виды деятельности.

Кто я?

Скудный и упрощенный символический ряд, а также отсутствие образцов гражданской и общественной гордости за страну почти у половины школьников говорит о том, что у школьников наблюдается невысокий уровень гражданской самоидентификации. Это вызывает серьезное беспокойство, поскольку эти элементы лежат в основе конструирования идентичности нации.

Состояние гражданственности российских старшеклассников является результатом социального влияния семьи, школы, средств массовой информации, интернета, массовой культуры и отражает недостаточную эффективность реализации разных направлений внутренней политики государства, особенно образовательной, культурной и информационной. Для решения этих проблем прежде всего необходимо выстроить единую концептуальную рамку гражданско-патриотического воспитания, определить основные смысловые ориентиры этой деятельности (ценности, образно-символический ряд), сместить акценты с милитаристских аспектов патриотизма на его гражданскую составляющую.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Учеба в США: вещи, которые вас шокируют

Самые старые люди в мире: Топ известных документально подтверждённых долгожителей

Как правильно пить водку