Найти в Дзене
Ариаднина нить | Книги

Забыть могут самого титулованного писателя… Печальная история романов Михаила Загоскина

Записать эту историю я решила в полном соответствии со своей «Дзен-программой» действий, которую я описана в посте «Моя Дзен-философия. Как и зачем я веду книжный канал на Дзене».

А именно потому решила записать, что воспринимаю этот блог в том числе как хранилище мыслей и любопытных фактов, которые я узнала на жизненном пути. Вот как, например, факты о писателе Михаиле Загоскине.

В последние дни на этом канале мы много говорили с читателями о русской литературе. Да и у других блогеров почти синхронно вышли статьи на подобные темы. Среди прочего я говорила, что Пушкин в его время никаким классиком не был. Да, его отмечали, некоторые довольно восторженно, его издавали, но в то же время он был просто крепким молодым автором на фоне таких корифеев, как Михаил Николаевич Загоскин.

При этом Загоскин, считаясь прижизненным классиком, был лишь на 10 лет старше Пушкина…

Родился Михаил Николаевич в 1789 году в типичной помещичьей семье Пензенской губернии. Родителя были людьми просвещёнными, увлекались литературой и собрали огромную библиотеку. При этом Мишу толком так и не получил образования и всю жизнь писал с ошибками. Уже в 1802 году Загоскин поступил на госслужбу (а ему было-то всего 14 лет!). Всё опять же по классической схеме 19 века: семейство обеднело, и старшему сыну пришлось кормить мать и младших братьев с сёстрами.

Постепенно он продвигался по службе, переходя от должности к должности, и от Горного департамента к ассигнационному банку. И взруг всё перевернула война.

В 1812 году Миша Загоскин записался в ополчение, был ранен, за проявленную храбрость занял почётное место адъютанта графа Левиза. После войны в 1815 году чиновник вернулся на службу, но уже замначальника Департамента горных и соляных дел, то есть его финансовые дела ощутимо поправились.

Тогда же Загоскин начал писать пьесы. Сам известный в те поры драматург Шаховской одобрил пробу пера – пьесу «Проказник» - и дал добро на постановку. Но знаменитым Загоскин проснулся после второй пьесы «Комедия против комедии, или Урок волокитам», которая с успехом шла в петербургских театрах. С этого момента изменился и профиль службы Загоскина: его назначают помощником члена репертуарной части при дирекции Императорских театров. Параллельно писатель редактировал и издавал журнал «Северный наблюдатель», где публиковал собственные очерки и художественные произведения под разными псевдонимами.

В 1822-м после переезда в Москву Загоскин стал служить чиновником для особых поручений при генерал-губернаторе и одновременно экспедитором театрального отделения. Отметился тем, что построил здание Малого театра, а с 1842 года до конца дней занимал должность директора Оружейной палаты. В связи с этим его имя значится на сайте музеев Московского Кремля. Именно под его руководством палата переехала в новое здание, была создана новая экспозиция и начата каталогизация музейных сокровищ.

Имя Загоскина стало уже очень популярным. Но знали его только как драматурга. Подлинный успех пришёл, когда Загоскин издал первый роман.

Это было историческое произведение – «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Роман буквально сметали с прилавков. Он стал самым популярным произведением 1829 года. Сам Белинский назвал его «первым хорошим русским романом». Книга принесла автору и мировую известность, и хорошие деньги. А уж в Росси его слава была поистине беспредельной. Даже Гоголь включил, как сейчас говорят, «пасхалку» на роман в пьесу «Ревизор», первое представление которой давалось в монаршем присутствии.

На волне успеха в 1831 году Загоскин выпускает второй исторический роман «Рославлёв, или Русские в 1812 году». И вновь успех и признание, ведь это было первое осмысление войны с Наполеоном в художественной литературе.

Эти два романа были сами читаемыми книгами своего времени. Автор стал почётным членом Академии наук, любимом писателем подавляющего числа читающих россиян в 1830-х был Загоскин.

В конце 1830-х когда уже не стало Пушкина, Загоскин выпустил несколько книг повестей и по-прежнему был автором на повестке дня. Затем последовали несколько крупных романов на полюбившуюся публике историческую тему – «Кузьма Петрович Мирошев», «Брынский лес», «Русские в начале 18 столетия». Но постепенно Загоскин иссяк. Умер он в 62 года, то есть в 1852 году, от неправильного лечения наследственной подагры.

И… спустя всего несколько десятилетий его забыли. Несколько раз его переиздавали в советское время, но ни в вузовскую, ни тем более в школьную программу он не включён, хотя, по сути, является основоположником русского исторического романа. Что это – бесславный, но справедливый конец писателя «третьего ряда» или горькая насмешка судьбы?

Я уже писала о том, что многие классики XIX века считаются таковыми прежде всего потому, что включены в школьную программу и много лет их имена у всех на слуху. Но произведения Загоскина в неё при советской власти (во всяком случае, в зрелые её годы) включены не были. Мне думается, что потому, что писатель этот не был революционно настроенным. Он был сыном своего века, ценил императорское внимание, богатство и свою службу, интересовался историей своего государства и, судя по всему, не собирался менять заслуженный тяжёлым трудом успех на славу «просвещённого» либерала.

Можно ли его в этом винить? Сомневаюсь. Но его судьба наглядно показывает, насколько преходяща мирская слава, особенно литературная. Сегодня твоё произведение у всех на устах, а завтра или в крайнем случае послезавтра забыто и покрывается пылью в букинистических лавках…

Ваша Ариаднина нить.